Рассмотрим свежую картину художника Ларисы Струновой (Германия), которая так и названа «Последняя станция» (Endstation). На ней изображена возникающая из хаотического красно-фиолетово-зеленого фона женская фигура, невероятно возвышенная, женственная и осознанная. Ничего подобного мы не встречаем в старой живописи, включая живопись ХХ-го века, когда женщин было принято изображать в отдыхающих позах. А здесь она полна решимости что-то совершить, но, интересно, почему станция последняя? Значит ли это, что за ее такой решительной позицией ничего больше не последует? Как это понимать? Неужели после столь величественного восстания путь всегда заканчивается тупиком?
Поезд прибыл на конечную станцию
Пусть художник меня извинит за то, что я так цепляюсь к названию, но обратимся сейчас к самой картине, и поймем, что в ней есть последнее и законченное, чего нельзя превзойти. Вероятно, это не касается мастерства, и надеемся, что впереди нас ждет немало прекрасных работ этой талантливой современной художницы, которая превзойдет саму себя, но сейчас речь об изображенной на данной картине фигуре.
Она максимально выпрямлена, освобождена и обнажена. Она не склоняется ни в каком направлении, походка абсолютно ровная, и она не испытывает ни малейшего сопротивления со стороны фона. Более того, этот фон, этот первоначально темно-красный хаос расступается перед ней, уступая место более светлым сине-изумрудным тонам. А за спиной из фрагментов хаоса образуются крылья, на которых она словно летит.
Афродита восстала из пены морской
Полностью восстала! Значит, что происходило с фигурой до этого? Происходило с ней то, что она все больше выпрямлялась, все больше освобождалась от того, что на ней и возле нее было. Надо посмотреть творчество Ларисы Струновой, в котором целая серия работ посвящена героине, появляющейся на этом лоскутном фоне, но еще не такой свободной от него.
Не следует полагать, что фон это как грязь, от которой надо отмыться. Нет, как раз наоборот! Абстрактный фон, несмотря на то, что он представлен здесь в разноцветных лоскутах и темных тонах, есть что-то кристально чистое. И это видно! Героиня-Афродита создает себя из чистоты духовного эфира. И в том, что она себя окончательно создала и полностью выпрямила — в этом смысле станция конечная.
Что будет после просветления?
Прекратится ли путь? Остановится ли процесс просветления в высшей точке? Человек осознает себя в созданном им самим светоносном теле. Это победа, фигура триумфально шествует. Но это еще не конец пути. Из чего мы видим, что это не конец? Что на картине говорит, что это начало какого-то нового этапа?
Во-первых, посмотрите, на руки, занесенные за голову. Для чего руки убираются за голову? — Чтобы они не мешали, не испортили все дело. Руки пока еще не нужны, для них момент не настал. Однако, в них есть готовность к действию, и это действие когда-то наступит — но еще не на следующем этапе.
Во-вторых, обратите внимание на линию груди, начинающуюся от диафрагмы, идущую через шею и заканчивающуюся подбородком. Очень интересная линия! Возможно, это самое нежное и женственное, что есть в изображенном теле. Однако линия шеи у этого прямостоящего тела так глубоко отодвинута назад, что оказывается даже позади линии поясницы. Более того, эта длинная тонкая шея (ее передняя поверхность, там где гортань) составляет теперь прямой угол с верхней частью груди. Конечно, это красиво и грациозно — аж дух захватывает — однако, попробуйте-ка в этом положении что-нибудь сказать! Что вы при этом чувствуете? Вы выгнули грудь, набрали полные легкие воздуха, и, оказывается, что говорить невозможно!
Случайно ли, что вышедшая из пены морской богиня, переполненная мудростью, просветления, не может однако говорить? Да, художник лишила ее этой возможности, отказала ей не только в действии, но и в речи. Мол, не скажу я вам больше ничего! Последняя станция, господа! Дальше вы сами говорите!
Роль художника в современном процессе
Почему художник останавливается на этом пункте? Давайте, в общих чертах представим себе путь художника, который попрощался с реализмом и натурализмом. Твой первый этап — или станция отправления — это когда ты стоишь на берегу открывшегося перед тобой океана и ныряешь в хаос непроявленного бытия, достаешь оттуда разные волшебные образы, увиденные тобой в подводных глубинах. Потом этап видения заканчивается, тебе наскучили эти светлые красочные, но абстрактные пейзажи, и после после полной абстракции у тебя начинается второй этап. Надо осознать увиденное, построить из того, что ты как художник извлек из хаоса, нового просветленного себя. И таким образом на картинах получаются фигуры полу-женщин, полу-богинь, возникающие из абстрактного фона, как мы только что видели.
Как они получаются? Они не рисуются, но творят-ся. Если раньше в русской реалистической живописи доминировала школа рисунка, и потом эти нарисованные фигуры надо было только раскрасить, то в современной живописи эта школа себя давно изжила. Теперь важно, чтобы форма, в том числе женская и любая фигура, возникла из цвета, в полном смысле слова, как Афродита из пены. И художнику надо пройти большой тернистый этап, прежде чем новорожденная и просветленная фигура встанет, захочет говорить и призовет самого художника к действию. Но и этот этап закончился, потому что...
Женщина говорит телом
И восстав телом из морской стихии, женщина таким образом уже все сказала. По идее, ее роль должен перехватить мужчина. Художник был вашим учителем на первых двух этапах — видения и создания себя из хаоса — но теперь и это закончилось. Вы прибыли на конечную станцию, дорогой друг, в том смысле, что дальше этого пункта вас никто не ведет. Дальше будут другие этапы: этап речи, этап действия и т.д. Жизнь не заканчивается просветлением.
Потому что для чего вы получаете просветление? Чтобы на этой вершине остановиться? Нет, просветление дается человеку богами с целью, чтобы мы преобразовали мир. Живопись (я имею в виду, современную живопись), она для того, чтобы на этих живописных образах мы чему-то научились в смысле самопознания. Но, познав себя, мы должны потом действовать в этом мире самостоятельно.
Спасибо художнику за такую глубокую и вдохновляющую работу!
Ищите спонсора для художника?
Всё начинается с спонсирования в статьях. Статьи о картинах читают в интернете, конечно, не только сами художники и их поклонники, но все, кому это интересно: кто привлечен работой художника, или содержанием статьи, или теми запросами, на которые она отвечает. Например, человек ищет материал по запросу «просветление», а находит статью о художнике, авторе картины «Последняя станция». Каждый читатель статьи может стать при желании спонсором своего любимого художника — причем, не покупая его картин, не спонсируя деньгами и т.д., а просто, заказав художественно-критическую статью о его творчестве. Выгодно обоим! Художнику это создает имя — Гляньте-ка, моими творениями интересуются критики! — а для спонсора это реклама бизнеса. Да, в художественно-критической статье может быть (и должна быть) ваша реклама! Продвигая интересного художника, вы одновременно продвигаете свой бизнес. Причем, реклама эта вечная, так как статьи о живописи не удаляются с сайта, и вы можете делиться ими в любой момент в любых соц-сетях, привлекая публику к работам своего художника, а внутри статей — вечные ссылки на вашу компанию. От спонсорства выигрывают все: и заказчик, и художник, и критик! Заказать статью о картине художника можно на данном сайте — сделайте это сейчас!
Добавить комментарий