Картина очень небольшого размера, но при этом какая громадина возникает в самом ее центре! Семиэтажный великан, плюс с башнями, плюс еще городская инфраструктура внизу! Не перестаю удивляться, каким образом художник умеет разместить в чем-то маленьком что-то очень большое, целый мир, причем движущийся, сверкающий и живой. Это невероятное искусство! Первоначально я хотел выбрать из акварельного творчества Владимира лучшее и наиболее характерное, однако его не объять, список картин настолько длинный, что просто невозможно сделать выбор. Надеюсь, что на примере этой картины, нам удастся кое-что узнать, конечно, не все, но хотя бы некоторые секреты художественного мастерства.
Что больше всего потрясает в картине?
Я бы сказал, что это ее многоплановость, ну, и конечно, неподражаемая фотографичная точность в сочетании с четкой линейной перспективой. Три плана — причем ближний план занимает половину картины, и он абсолютно пустой. Не странно ли? Но это только кажется, что он пустой, потому что дух города обитает как раз здесь — в этих бесформенных акварельных разводах проезжей части и тротуаров, где никого нет. Посмотрите — вот он шагает в левом нижнем углу картины навстречу зрителю. Видите?
Что значит дух города?
В первую очередь, это скорость. И скорость у современного Петербурга, она будет в акварельных работах другая, чем у Ленинграда, скажем, 50-х и 60-х годов. Это бросается в глазах, если мы сравниваем разные картины Заруцкого. Конечно, скорость это что-то невидимое, однако живописное мастерство именно в этом и заключается — уметь передать невидимое. В городском пейзаже — это не только реалистическая узнаваемость места — Вознесенский проспект — и не только мелкомасштабная структура и планировка зданий. Когда подходишь к такой картине, то сразу видишь: в ней есть что-то особенное, присутствие чего я не замечаю, а художник уже нашел, увидел. И ты это скоро увидишь.
Что в ней еще есть, особенного и невидимого на наш неискушенный взгляд?
О! Мы же ничего не сказал про средний план — а ведь он занимает всю верхнюю половину картины. Вся эта каменность, остроугольность, тяжелая материальная нагромажденность оказывается поднятой вверх, где ей по физическому закону гравитационного притяжения не полагается быть — однако, благодаря этому достигается эффект! Тот эффект или феномен, который можно почувствовать только в Петербурге и больше нигде. — Стоп! Получается, что город стоит на духовном? — Да, именно так! — Это тайна картины и большой вопрос к зрителю и обитателю Петербурга: А ты вообще что делаешь в этом городе? Чем занимаешься?
Зачем мы здесь живем?
Да, чем мы занимаемся, проживая в Санки-Петербурге? — очень хороший вопрос для современных жителей. — Для чего такой огромный город? Что нас здесь привлекает? Трудоустройство? Деньги? И на этот вопрос художник тоже нашел совершенно нетривиальный ответ — вам надо только обратить внимание на цвет. А именно: желтоватый цвет сверху, и голубовато-серый цвет отраженного неба внизу. Увидели? Такого тоже не бывает в природе. Ибо обычно желтовато-оранжевый располагается ближе к горизонту, а голубой цвет неба — он выше. Здесь же всё перевернуто. И знаете, что это создает? — Свободу!
Ту самую свободу творчества, которую мы, коренные жители, совсем не ценим и часто жалуемся на дождливую петербургскую погоду, на эти лужи и слякоть, но которую так обожают западные туристы, приезжающие в наш город.
И не только свобода — есть что-то еще!
Много воздуха! Картина дышит! Но еще одно мы не отметили — это многочисленные точечные огни белого света, возникающие тут и там. Свет машинных фар, светофоры, отблески солнца на окнах домов — но заметьте _ все они белого цвета в отличие от желтого неба над Вознесенским проспектом. Почему белый цвет? Почему их так много? Почему картина Петербурга невозможна без них? Художник раскрывает здесь еще одну тайну, в которую кроме него, пожалуй, не вникает никто. — Это глаза! У Петербурга есть глаза, с помощью которых он тайным образом смотрит на нас. Не мы смотрим на город, а город на нас! Всё это удивительно тонко подмечено художником, ибо он Мастер Видения, нашедший в невидимых тайнах Петербурга свою золотую жилу.
Золото, оно ведь не только на куполах, оно скорее в душе. Каждая такая картина наполнена душевным содержанием! Она обогащает душу, и уже одно это объясняет, например, феноменальную творческую продуктивность художника — у него тысячи работ. Каждый день рождается еще пять новых картин! Я за такое творчество, и я призываю своей статьей пользоваться этим неиссякаемым источником богатства.
© Михаил Андреев
Об авторе статьи:
Я создатель этого сайта и инициатор проекта АРТСОФИЯ, ну, и конечно, большой фанат творчества художника Владимира Заруцкого, о котором написана данная статья. Я рад, если она вам понравилась и прошу вас поделиться ссылкой на нее в своих социальных сетях. Пользуясь случаем, я приглашаю вас в еще один ключевой для моей темы образовательный проект, MASTER VISION, с которым я тесно сотрудничаю и у которого есть своя интересная партнерская программа — так что вы тоже можете с ними сотрудничать. Добро пожаловать!
С уважением, Михаил Андреев
Добавить комментарий