Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

А мне понравилась! Потрясающая работа! И не просто понравилась, а вызвала бурю эмоций и чувств. И не просто бурю чувств, но и бурю возмущения по поводу того, что у нас этого, к сожалению, нет — я имею в виду в современном русском искусстве нет. Может быть, когда-то и было, но потом куда-то пропало, умерло, потерялось, застряло – я имею в виду такое мастерское, точное, реалистичное изображение обнаженной натуры. Ведь это же апогей творчества, вершина пути – живое рукотворное изображение голой женщины. Разве не ради этого художник старается, совершенствуется, растет, отдает часы и годы кропотливого труда, чтобы приблизиться к самому совершенному, самому вдохновляющему и самому возвышенному объекту в природе – обнаженному женскому телу?

Слава Грошев «Входящая в воду» Холст, масло, 105 х 70 см, 2007

Меня спросят: А разве этот художник никак не относится к русскому искусству? Ну да, Слава Грошев русский, однако живет и творит в Канаде. И это все объясняет. Почему-то в Канаде, в Германии, в Испании можно писать голых женщин – и такое направление, характеризующееся фотографической точностью исполнения сейчас распространено и называется гиперреализмом – а у нас в России почему-то нельзя. То есть, конечно,  можно, и по закону никто не будет тебя преследовать, если ты нарисуешь раздетую женщину, но почему-то не пишут. И спрос есть, и натурщиц хватает, а что-то не идет. Значит, наверное, не умеют владеть кистью, не знают женской природы, значит, всего лишь учатся творчеству и потому, чувствуя свой низкий уровень, считают, что у них лучше будут получаться горшки с незабудками, или пейзажи с лопухами, или абстракции с собачьими фекалиями, а обнаженная фигура – это не для них. Но больше всего возмущает, что некоторые художники показывают, что они вроде бы умеют изобразить голую женщину, как их учили в академии, но, тем не менее, не хотят и лишают нас зрителей такого огромного удовольствия.

Действительно непонятно! Чего они там вдарились в свой концептуализм, авангардизм, постмодернизм, чего борются за чистоту искусства, вместо того чтобы дать мужчинам созерцать красивое женское тело и, созерцая, постигать силу искусства? Даже готовы быть забытыми, непризнанными, отвергнутыми и выброшенными на помойку истории, но своего не уступят, и будут заниматься по-прежнему всем, чем угодно, только не обнаженной женщиной. Чего ты там пишешь свои пейзажики с натюрмортами и соблазняешь зрителя липовой красотой? Чего отказываешься дать настоящую великую красоту? Тебе что, мешают веяния времени или общественно-политическая обстановка в стране? Откуда эти веяния вдруг такие?

Я говорю сейчас не про Славу Грошева – с этим художником все в порядке (спасибо тебе, Слава!), это великий современный художник, и он нашел свой стиль, и его картины стремительно возрастают в цене. Я же говорю о других наших художниках. Посмотрите на типичную он-лайн галерею, в которой выставлено аж 200 работ не пойми чего, и среди этого не пойми чего словно для отчетности какой-то затесались две-три работы с обнаженной женской фигурой. Так полагается! Больше нельзя, а то подумают, что художник свихнулся на голых женщинах. А для чего же тогда ты вообще становился художником? Какой смысл во всех твоих концепциях и техниках, если ты не хочешь дать зрителю то, что он хочет видеть? Зрители же только и ищут в интернете, что голых женщин. Или нам нельзя искать, а вам нельзя писать?

Конкретно, про эту работу скажут, что она, мол, списана с фотографии. С фотографии или нет, но в любом случае она создана руками человека, который каждый миллиметр картины просчитал и выписал своей кисточкой, пронес это все через мышление и чувствование и воплотил в произведении искусства. Над каждым квадратным миллиметром он думал, какой краски, какого оттенка надо сюда добавить, чтобы часть была в гармонии с целым. Представляете, какая любовь у человека к женскому телу! Мы зрители ведь жаждем не просто увидеть симпатичную голую девочку на картине, мы жаждем увидеть его любовь. Этим искусство и отличается от фотографии, что оно проникнуто человеческой любовью. Плохо, конечно, что мы видим картину всего лишь в онлайне, а не в натуре. Здесь действительно можно не разобраться и спутать с фотографией, не понять, что к чему. Но ведь фотография это совсем не то, там нет такой любви, там фотоаппарат делает моментальный снимок, и к нему уже ничего не добавишь от собственной души. А здесь художник выкладывается по полной. И это надо видеть и заряжаться его энергией и любовью!

А вы знаете, что бы я сделал?

Если бы я сам был художником, или если бы я объединился с другим художником, который пишет на таком же уровне обнаженную натуру, то мы бы устроили в городе галерею, где выставили бы штук двадцать или сорок таких картин, и постоянно пополняли бы экспозицию новыми картинами обнаженных женщин. Разумеется, вход в художественную галерею должен быть свободным – приходи и смотри, сколько хочешь любуйся на входящих в воду и выходящих из воды, на лежащих и сидящих на берегу голых дам. Представляете, сколько народу посещало бы нашу галерею! Какое это было бы для людей развлечение! А как много нашлось бы желающих купить картину!

- Сколько, извините, стоит вот эта?

«Шесть тысяч долларов».

— Пожалуйста, шесть тысяч долларов, я беру!

Художник только успевал бы писать.

А для неверующих, которые сомневаются в том, что художник не может этого сделать без помощи принторной печати, мы бы устроили по вечерам его мастер-класс – разумеется платный. И в течении двухчасового сеанса совместно с голой натурщицей художник показывал бы на глазах у всех, как он за два часа создает готовую картину от и до. Представляете, сколько народу привалило бы посмотреть наши мастер классы! Какой бы это вызвало резонанс! А главное, какие деньги мы собирали бы своими сеансами вдобавок к продаже картин! И сколько народу научили бы делать деньги!

Какую же я вижу в картине идею?

Эту идею я только что описал. Когда я смотрю на картину, то после пары минут восторга, мне приходит на ум, что ее должны увидеть все. Качественная картина, такая как эта, она, когда встречает здоровую голову, тут же порождает здоровую идею. Словом, нужна галерея, нужен свой творческий центр. Вот какая идея у картины. (Это та самая идея, про которую я пишу в книге "Занимайся творчеством и богатей", 2022). Не картины для галереи, а галерея для картин. Это же, извините, не порнография, это искусство, это можно даже детям показывать, ведь это же не эротическое фото. Потому что чем им на эротические фото в интернете глядеть, пусть лучше смотрят качественную живопись в галерее. То, что не запрещено, надо спешить показывать, потому что обязательно найдутся дураки в министерствах образования и культуры, которые со временем и это запретят. Поэтому спешите, господа, спешите, пока еще есть художники, которые пишут, и пока еще бюрократы в министерствах не опомнились!

 А как на это смотрят другие искусствоведы и арткритики?

Вы знаете, что наши высшие учебные заведения ежегодно выпускают, наверное, около 1000 искусствоведов по всей стране, то есть, людей с искусствоведческой специальностью. И что же они потом, бедняги, делают? чем ведают?

Наверное, они тоже открывают свои галереи, но вместо того, чтобы выставить в них то, что надо, они выставят только одну-две картины с обнаженным телом — так сказать, для приманки, да и то стилизованные, модернистские, зачастую вызывающие недоумение или отвращение публики. Таким образом, все их ведение искусства сводится к тому, чтобы не дать зрителю увидеть то, что он хочет увидеть, а художнику – не дать писать то, что он хочет писать. Не дать всеми правдами и неправдами. Надо подчеркнуть, что большинство этих выпускников-искусствоведов женщины, и они, конечно, не хотят, чтобы их мужчины видели на полотнах настоящую женскую красоту. Словно боятся конкуренции. Вот этим всё объясняется.

Да, вы боитесь конкуренции, милые дамы! Боитесь, что эти голые девушки на картинах окажутся лучше вас, и ваш мужчина уйдет от вас, станет свободным художником. Поэтому вы объясняете господам художникам: Не пишите так! Это реализм, это вышло из моды. Это вы косите с Модильяни, это вы подражаете Дега. Ведь не вы, а Эдгар Дега написал «Женщину, расчесывающую волосы», зачем писать еще одну? И так далее.

Но неужели вы думаете, что я, зритель, гонимый страстью посмотреть на искусство изображения обнаженной натуры, попрусь специально в Эрмитаж смотреть на Дега? На почти единственную картину, если не считать «Данаи» Рембранта. Да зачем мне это надо? Нет уж, давайте договоримся, что это вы чего-то не понимаете, а не я!

И все, что вам надо сделать, чтобы понять, так это очиститься от искусствоведческой мути и, раздевшись, войти в живую чистую воду, как эта девушка на картине.

Знаете, почему она входит в воду?

Она хочет очиститься от лжи, окунуться в настоящее и истинное. Вода – это символ чистоты, символ очищения, это то, что делает чистым и правдивым существо человека. Чистым, подразумевается, ото всех старых, еще церковных представлений, типа: обнаженная натура – это грех, это стыд, это срам! За которыми, на самом деле стоит: Не трогай моего мужа! Не хочу, чтоб он смотрел на голых баб! Пусть он лучше любуется «Бурлаками на Волге»!

Михаил Андреев, 2010

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *