Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Сергей Опульс "Время маков
"(2021, холст, масло, 100 x 115 см)

Последняя работа художника Сергея Опульса (1962—2021) о прекрасных мгновениях, проведенных им когда-то в горах Средней Азии, буквально вернула меня к жизни. Вот когда было время жить! Картина позволила мне понять главное требование времени, которое началось приблизительно с 2019 года и в которое мы все живем. Она несет не только терапевтическое воздействие, но и мощное откровение для новой эпохи. Речь идет о том, что происходит сейчас с нами и как нам жить дальше.

Древо жизни

Возможно, это лишь мои субъективные ощущения, и, может быть, вы не найдете в картине ничего кроме прекрасного горного пейзажа с высоченным деревом. Однако, я увидел в ней не только красоту, но и глубину переживаний художника, так сказать, его отношение к современному миру и времени, наступившему на Земле вскоре после начала ковида. Художник вложил в эту работу всю свою тоску по полноценной творческой жизни, которая кажется недостижимой.

Характерно для живописи Опульса, что он в своих работах заставляет зрителя более тонко почувствовать живое и мертвое. Вообще говоря, этому учат все художники, но обычно они помещают более живой предмет в центр картины (например, цветы, портрет человека, фигуру натурщицы), а фон при этом остается более мертвым и безжизненным. Практически все художники обладают этой способностью — различать на глаз более живое от менее живого, более мертвое от менее мертвого — они чувствуют это в цвете.

У Опульса наоборот — более мертвый и безжизненный предмет (например, подводная лодка или вертолет), как правило, дается на более живом фоне. Не исключение и эта картина, где изображено старое дерево на живом и благоухающем красками поле весенних цветов. А могущественное Древо Жизни умирает среди этой полноты жизни!

Человек на Пороге

Чтобы показать направление времени, художник изображает посреди макового поля маленького путника на верблюде, фигурка которого почти сливается с фоном. То есть, некий путник движется навстречу громадному дереву, которое, как мы знаем, еще живое, но по ощущению более мертвое, чем то, что мы видим на поле.

Двигаясь слева направо, путник этот встречает это большое старое дерево, которое стоит стеной на его пути. Это порог духовного мира. Дальше двигаться человеческому взгляду нельзя. Большое старое дерево — это и есть ты, стоящий на Пороге. Когда-то ты был юным и полным жизни, но теперь ты вырос до небес, и жизнь уходит. Вопрос — что ты сделаешь со своим деревом? Дашь ему дальше жить? Или уйдешь вместе с ним из этого мира?

Как перейти порог, не умирая?

Такой вопрос в наше время задает себе каждый творческий человек. Дело ведь не в росте, и не в развитии. Ты и без того велик и высок. У тебя мощный ствол, крепкие корни, множество ветвей. Тобой многое достигнуто, много осознано и пройдено. Много сделано дел.

Однако главное дело еще не сделано — ты, живя на Земле, не соединился с той жизнью и с тем расцветом, что творится вокруг. Ты есть дерево — самое мертвое среди этого поля жизни. Вот твой итог, человек! Можешь ли ты себя воскресить, чтобы быть единым со своим окружением?

Интересно, что художник интуитивно дает утвердительный ответ на этот вопрос. Впереди не смерть, это всего лишь очередной порог. Но задача стоит трудная, справиться с ней на первый взгляд невозможно. Проще было бы родиться заново, потому что твои старые мощные корни больше не дают тебе жизненных сил — внешне ты стоишь как скала, но внутри засыхаешь. Поэтому встает следующий вопрос:

Откуда брать силы?

На картине изображено четыре плана бытия: 1) Небо, 2) дальние горы, 3) ближние горы, 4) маковое поле — и они светлые. Откуда же идет свет? Он идет сверху, с неба. От этого света дольние горы становятся более живыми, ближние горы еще более живыми, и самыми живыми становятся маковые поля. Вот откуда они берут свою жизнь — из света.

А человек — то есть, дерево — откуда он берет жизнь? Он ее берет из того, что дает ему Земля, от корней, от материального. Вот оно решение вопроса! Твоя задача, человек, с которой ты так и не справился — это научиться в новой жизни брать силы из света, как это делают все живые существа на земле, чтобы давать жизнь всему живому. А если будешь питаться только для себя и только материально-земным, то выхода нет — засохнешь и умрешь.

Вот такая проблемная картина. Вот в такие мы поставлены условия после ковида. В первую очередь, не одолев Порог, умирают наиболее творческие и активные люди, кто в творчество стал большим как то дерево. Они слишком навострились брать жизненные силы для своего роста от Земли — и перестроиться им очень трудно, но возможно.

Терапевтический эффект

Как я сказал, картина имеет терапевтическое действие. Я видел ее в живую в частной коллекции, и на следующее утро я излечился от своей мертвечины. Картина дала мне энергию молодости, чтобы жить, преодолевать трудности и радоваться жизни. Однако, чтобы получить этот терапевтический эффект, мало просто смотреть на картину. Засохшая масляная краска не излучает энергии!

Чтобы получить для себя терапевтический эффект, нужно взять идею (идея это и есть свет). То есть, надо, глядя на картину, повторить про себя те рассуждения, которые я здесь привел. Я есть старое дерево, которое хочет цвести. А еще лучше — как делают в арт-терапии — взять бумагу, краски, кисти, и сделать копию этой картины. Естественно, нужно при этом добиваться не только соответствия по форме, но чтобы были и указанные потоки света и сил. Лучше это делать под руководством опытного арт-терапевта.

Успехов Вам! И спасибо художнику за столь ценный художественный материал!


Инвесторы, художники и те, кто их продвигает! Если Вы хотите, чтобы писатель и критик Михаил Андреев написал о ваших картинах художественно-критические статьи, станьте участником проекта «Русское Возрождение».

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *