В наше время люди привыкли отмахиваться от духовной работы, отмахиваться также от духовной науки, которая говорит о необходимости развивать самостоятельное мышление. Мол, все эти наставления по самосовершенствованию придуманы для монахов, мечтателей, поэтов и йогов, то есть, для людей далеких от практической жизни. А мы, практичные люди, не склонны к подобным мыслительным занятиям и все больше убеждаемся в их бесполезности. Мы преклоняемся перед духовной мудростью, но в этой жизни как-нибудь без нее обойдемся, проживем без выработки мышления и прочих причуд, потому что в нашей профессиональной среде это абсолютно не нужно!
Возражение против духовной жизни
Не важно, сознательно или бессознательно выдвигается это возражение против внутренней работы, делается это со злым умыслом или без, но так выражается одна из самых злостных привычек мышления – отмахиваться. Видали мы этих мыслителей!
Примерно так отмахнулся Пилат от Иисуса, когда дознавался, откуда Тот пришел и зачем:
«Я пришел в этот мир, чтобы утвердить истину», – сказал Иисус.
На что Пилат только усмехнулся:
«Что такое истина?» – и сразу вышел из зала суда.
Задав свой риторический вопрос, он сделал вид, что ему безразлично, какую истину принес спустившийся с Неба Бог. Пилат даже поспешил удалиться, чтобы избежать дальнейших разговоров.
Однако, не странно ли он ведет себя на допросе? Где это видано, чтобы следователь отмахивался от показаний подследственного, словно от назойливой мухи!
Отсутствие интереса к истине
Любой человек, если у него нормально функционирует мышление, должен был поймать Иисуса на слове и спросить: «Ну, и в чем же твоя истина? Говори!» Однако Пилат прерывает допрос, его поведение противоречит логике. На эту нелогичность мало кто обращает внимание, потому что большинство поступили бы на его месте точно так же. Почему? Потому что им страшно подумать, что сейчас может открыться. Эта истина может перевернуть всё. Лучше не трогать больное место! Только не сейчас! Это страх порога, который они годами боятся переступить, и когда их мышление чувствует, что приближается к опасной точке, то делают привычный отмах: «Не хочу и слышать ни про какую истину!» Чтобы замаскировать истинную причину своего необоснованного отступления, они находят удобную отговорку: «Знаешь ли ты, что я имею власть Тебя распять? Но могу также отпустить Тебя на волю?» Мол, что твоя вшивая истина по сравнению с моей властью!
Это никакой не философский вопрос о противопоставлении власти и истины, это обычная привычка соблюдать уличный трамвайный закон – не высовывайся, а не то снесет башку! Вместо того, чтобы подумать, поинтересоваться, переспросить, люди приучили себя отмахиваться: «А мне это надо?» «Да, пошли вы со своей истиной!» «Я в это не верю!» При движении по городу трамвайный закон, действительно, следует соблюдать, и лучше не высовываться, не пересекать дорогу идущему транспорту. Если тебе дорога жизнь, дождись разрешающего зеленого сигнала – и иди! Но в мышлении светофоров не устанавливают, и своего разрешающего сигнала ты будешь ждать целую вечность. Там действует закон: если жизнь тебе дорога, обязательно высовывайся, обязательно сталкивайся!
Пассивное мышление
Когда твое мышление не идет на столкновение, то это можно рассматривать как болезнь, которая опаснее, чем психическое заболевание, опаснее, чем так называемые тараканы в голове, потому что тараканов можно вывести, психическое заболевание можно диагностировать и принять меры. Но если в твоем сознании появляется предмет, или понятие, или вопрос, а твоя мысль на него не наезжает, не реагирует, и старается ускользнуть от предмета, то это очень серьезно, и здесь не поможет ни учитель, ни врач, ни психолог, так как им в твоей голове не видно симптомов отсутствия столкновения. Ты и сам не поймешь, что тебе угрожает опасность, и будешь делать вид, что всё «нормально», поскольку твое пассивное мышление обходит стороной собственную ненормальность, как и все прочее, встречающееся на пути.
Толерантность, смирение, внутреннее спокойствие – это смертельный яд для мышления. Наша современная культура отравлена этим ядом и зачастую принимает внутреннюю активность человека за агрессивность. Но разве Бог агрессивен, когда говорит: «Я пришел на Землю, чтобы утвердить истину»? – Нисколько! Говоря так, Он делает миру предложение, заключает мир с миром. А вот когда кто-то отвечает «Мне твоя истина по барабану!», то он откровенно враждебен мирному предложению, а значит, и самому миру. Пассивность мышления – это агрессия. Замкнутый в себе человек, отмахивающийся от предложения подумать, есть агрессор по отношению к миру, так как своим бездействием и бессмыслием уготавливает миру смерть.
Симуляция неверия
– А если я не верю ни в Пилата, ни в Бога, ни в то, что это было так, как рассказывает Библия?
Опять отмах – я, видите ли, не верю в Бога! Ну, и что значит мое «я не верю в Бога»? Это значит, я отказываюсь думать, отказываюсь связывать с понятием «Бог» какие-либо мысли, дескать, это ниже моего пролетарского достоинства, мне западло думать о Боге, и спокойнее сидеть на нарах и вопить: я не нуждаюсь в этой гипотезе! Свобода совести, право выбирать религиозное исповедание – это всё громкие слова, маскирующие ничем неоправданный отмах от мышления. Материализм, это не философия, не мировоззрение и, тем более, не трезвый и свободный от предрассудков взгляд на вещи, а самый обывательский способ отмахнуться от внутренней работы. Материалист – он как симулянт, решивший, что ему выгоднее симулировать болезнь, привязав себя раз и навсегда к материалистической койке. Впрочем, верующие тоже отмахиваются, и ой-ой-ой как отмахиваются!
Я привел вам пример с Пилатом, потому что все мы в той или иной мере привыкли отмахиваться. И отмахиваемся, как правило, не от какого-то вздора или ребяческих причуд, а от того, что для нас в данный момент важнее всего. Хотите проверить это на себе? Вот вам небольшой тест:
Слышали ли вы про четвертое измерение?
Признайтесь, что вы подумали? О чем вспомнили? Какие это вызвало у вас ругательные ассоциации?
«Ну, конечно, я много раз слышал про четвертое измерение, и про пятое – надоело уже! Сколько можно изобретать измерения – в жизни это ничего не меняет!»
Вот, пожалуйста, очередной пример отмаха. Что это, внутренняя лень? Или экономия духовных сил? Или страх оказаться белой вороной среди черных и нежелающих думать? Таких безосновательных отмашек, отказов дать себе отчет, почему меня об этих вещах спрашивают, можно насчитать у себя в памяти до неприличия много. Конечно, мы хотим спасти свой мозг от лишней работы, но где гарантия, что не останемся так безработными навсегда?
Перо Жар-птицы
Можно ли справиться с привычкой отмахиваться? И нужно ли справляться вообще?
Есть в русской литературе сказка Петра Ершова про Конька-Горбунка. Ее герой, Иван-Дурак, случайно находит в лесу перо Жар-Птицы и не может устоять перед искушением взять эту красивую вещицу с собой. Есть в русском языке не менее красивое матерное слово, заменяющее «взять с собой», и смысл его в том, что герою эта вещица нужна до зарезу, хотя и незнамо зачем. Здесь перед нами пример здорового отношения к духовным ценностям, без отмахов и попыток увернуться от судьбы. Напрасно внутренний голос (Конек-Горбунок) внушает ему не брать перо: «Много-много непокоя принесет оно с собою». Ивана не остановить, он все равно его возьмет и, конечно, наживет королевские неприятности на свою голову.
Дорогой читатель, вы сейчас находитесь в ситуации сказочного Ивана! Ваш Иван-Дурак зашел достаточно далеко в лес, и ему тоже скоро будет предложено сияющее перо Жар-Птицы. Возьмете вы его или нет, захотите или не захотите встать на королевский путь (Вот еще! Нашли дурака!), зависит от только вас.
Итак, какой урок вы извлечете, если найдете перо?
Надо ловить свой ум на отмахах. И если вы его поймали, то надо нарочно заставить себя интересоваться теми красивыми вещами, от которых вы так небрежно отмахнулись. Не жалейте свое мышление – пусть оно вкалывает и отрабатывает ваши отмахи! Каждый замеченный отмах (желательно замечать не чужие отмахи, а свои) – это большая удача. Это как подсказка, что надо искать в заданном направлении.
Не избегать, а искать…
Приятного Вам путешествия!
Добавить комментарий