Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Jianna Heier Nyiro oil on canvas, size about 35 x 50 cm

Понятие «трагедия» и «трагическое»

На мой фрагмент, касающийся характеристики современного положения России и того, что происходит с мировым сообществом, на фрагмент, который содержал слово «ПАДЕНИЕ», последовало такое возражение:

А я не чувствую никакого падения! Просто жить стало немного сложнее. Падение или подъем — это всё относительно: кто-то в новых условиях беднеет и опускается, а кто-то наоборот богатеет и поднимается, и ни война, ни коронавирус ничего глобально не изменили. Просто изменились правила игры, и нам уже кажется, что мир катится в бездну.

Вы тоже так думаете? Может, нам только кажется, что мы куда-то катимся!? И нет никакой трагедии, всего лишь изменились условия и правила игры, жизнь сама все исправит?

Нет, не исправит! Как бы не получилось как в том анекдоте: «Казалось, что всем нам конец, а оказалось, что не казалось».

Восприятие трагического

Это трагедия! И если кто говорит, что подъем или падение, это всё относительно, то грешит против понятия «трагедия». Нас так воспитали современной культурой, что мы не воспринимаем трагического. Возможно, редко посещали театр, не смотрели потрясающих душу пьес, не умеем пережить чью-то трагедию, как свою личную. Возможно, жизнь у нас так «налажена», что трагическое из нее как пылесосом вычищено. И тогда наша реакция на смерть человека:

Ах, нет, это неправильно. Очень жаль. Но коль скоро это случилось, то надо похоронить и забыть.

Неизбежность катастрофы

Один из нюансов возвращения в жизнь – это умение переживать трагическое. Надо прийти к тому, что катастрофа в трагедии неизбежна.

Искусство трагедии заключается в том, что катастрофа должна завершиться до конца. Ты смотришь на ее неизбежность шаг за шагом и воспринимаешь трагедию как свою собственную. Однако, у наивного зрителя возникает протест: Катастрофа недопустима, люди не должны так поступать! – Бесполезно, дорогие мои! Персонажи хотят, чтобы катастрофа произошла.

А ваша самоуспокоенность и наивность — это великий грех. Не берите грех на душу и примите неизбежность катастрофы. Хотя бы вдумайтесь в смысл. Смысл как театральной трагедии, так и личной, так и общечеловеческой — заключается в том, что так дальше жить нельзя.

(Из введения книги «Возвращение в жизнь»)

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *