Блог Михаила Андреева. Проекты "Третий путь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

Карл Иванович Май (1820—1895)

Карл Иванович Май (1820—1895)

Училище было основано по инициативе нескольких петербуржцев, выходцев из Германии, в 1856 году и имело цель дать своим детям знания не только классических предметов, как тогда было принято в государственных школах России, но и прикладных дисциплин. Это прообраз нынешних центров семейного обучения и воспитания.

В школе учились целые поколения Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских, Бенуа. Более 30 её выпускников были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств.

Первый директор школы Карл Иванович Май (1820—1895) взял в качестве основного правила педагогики изречение чешского гуманиста Я.А.Коменского:

Сперва любить, потом учить

Согласно этому девизу подбирались и учителя. Если учитель не может с полной ответственностью перед собой и детьми произнести первую его часть, то есть, отдавать им все свое сердце, все свое время и всю свою жизнь без остатка, то он не должен браться за вторую часть, и ему следует избрать другую профессию.

Педагогическая одаренность во главе угла

Главной целью школы было воспитание. Истинно то, что люди одарены от природы разными способностями, но они могут и должны быть воспитаны. Карл Май с коллегами разработали целый свод педагогических принципов:

Основные принципы воспитания 

  • Главная задача наставника — подготовить воспитанника к труду, полезному для общества.
  • Давать ученикам только истинные знания.
  • Пусть дети будут различны, но образование и воспитание в любом случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания.

Заметим, что в современном образовании последний принцип меньше всего соблюдается. Конечной целью считается сдача экзаменов, а в школы и классы стараются сгруппировать детей одинаковых по социальной принадлежности и уровню развития.

  • Нельзя всех и каждого стричь под один гребень. Действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета, степени развития учеников и учителей.
  • Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
  • Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.

И этот принцип, хотя и кажется простым и понятным, тоже не соблюдается в современном образовании. Проявить самостоятельность ученикам дают, но не в практических занятиях, а в теоретических. Им задают, например, делать доклады и презентации по темам, материал для которых берется из интернета, а не из мастерских, путешествий, собственных наблюдений, поделок и опытов.

  • От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
  • Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
  • Дисциплина — еще не воспитание.

А в современных школах есть только и только дисциплина вместо воспитания. То есть, невоспитанным сейчас быть запрещено. Если отклоняешься от правил, плохо себя ведешь, то воспитывать тебя никто не будет — просто удалят из школы. Учителя и родители все больше превращаются в надзирателей, они только учат, а о том, что надо сперва любить, давно забыли.

  • Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее.
  • От юного существа можно добиться всего посредством высказывания ему доверия
  • Наказание только тогда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.

А в современных школах наказывают? Естественно! Например, вызывают ученика к завучу или директору, чтобы ученик объяснился и извинился перед школьным начальством. Вызывают в школу и родителей, потому что сами учителя в своем большинстве наказывать не умеют. И кем себя чувствует провинившийся после такого наказания? Разумеется, он герой! Вот и вся примитивная казенная педагогика!

Школа Мая была каким-то государством в государстве, отделенным бесконечным океаном от казенщины.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерам сайта
Как начать зарабатывать на партнерских программах
Хостинг https://yutex.ru/
Конструктор «Landing Page»
Темы и плагины для WORDPRESS

Работа в интернет: 21 профессия

Счет для бизнеса

Партнерская программа Master Vision

 

 

Экхарт Толле «Сила настоящего»
Экхарт Толле Сила настоящего

Купить книгу


Михаил Андреев «Ясновидение в живописи»
Михаил Андреев Ясновидение в живописи

 

Натаниэль Брэнден «Шесть столпов самооценки»
Натаниэль Брэнден Шесть столпов самооценки

Купить книгу


 

Вадим Зеланд «Апокрифический трансерфинг»
Вадим Зеланд, Апокрифический трансерфинг

Купить книгу


 

Мэттью Уолкер «Зачем мы спим»
Мэттью Уолкер

Купить книгу


Гэри Чепмен «Пять языков любви»
Гэри Чепмен Пять языков любви

Купить книгу


Наполеон Хилл
Наполеон Хилл Думай и богатей
«Думай и богатей»
Читать фрагмент
Купить книгу