Когда рассказываешь школьникам о героях далекого прошлого, таких, как князь Рюрик, то полезно отвлечься от разных противоречивых версий, а также от исторических ссылок и справок. Надо уверенно и красочно строить образ героя из собственного представления, складывающегося у нас при направлении внимания на рассматриваемую индивидуальность. Кем был на самом деле Рюрик, был ли он объективно, что мы знаем о нем, это не столь важно. Важно, чтобы ваш рассказ не страдал сомнениями, был ярким, целостным и моральным. Вы рассказываете о личности человека, которого словно увидели, и теперь надо наполнить учеников своим впечатлением от увиденного, чтобы они это тоже увидели.
Итак, что мы знаем о биографии Рюрика?
Происхождение
Древние славяне называли все большое великим. Поэтому большое поселение на берегу озера Ильмень звалось «Великим городом», потом оно станет Старым Городом, когда рядом на карте появится Новый Город или Новгород. Так вот, в этом Великом городе жил дедушка Рюрика — богатый старейшина — которого звали Гостомысл, и у него было три дочери и несколько сыновей.
Еще у него было много земли, потому что все словенские крестьяне были землевладельцами, но иногда они покидали землю, отдавая ее в общину. Став мастеровыми или моряками, они уходили осваивать торговый путь из варяг в греки. Надо показать этот путь на карте, чтобы все увидели, какое выгодное географическое положение занял потом будущий Новгород.
Гостомысл, как старейшина, распоряжался общинными землями, и он мог передать их в дар или по наследству. Важно, чтобы наследник остался здесь работать! Однако работать на земле имели право только свои, потому что у словенов не было в то время господ и слуг, вся земля обрабатывалась общиной, независимо от того, кому она принадлежала, богат или беден был ее хозяин.
Однажды по Ильменю проезжал князь Годслав (или Воцлав). Он был из варягов-русь, которых следует отличать от варягов-норманнов (или викингов), и важно, что эти русичи говорили со славянами на одном языке. Сей варяжский князь посватался к средней дочери Гостомысла (ее имя Умила или Сладоумила), и старейшина, недолго поторговавшись, отдал ее за доброго человека, у которого на щите такой знатный герб, а в дружине такие бравые молодцы!
Браки между славянками и варягами — это обычное дело. Женившись на славянских красавицах, варяги уезжали с добычей на берега Балтийского моря. Так же и Годслав увез молодую жену за сине-море. Как варяг, привыкший работать мечом, он трудиться на земле не умел. Впрочем, все варяги были торговцами, мореплавателями или разбойниками — но никак не крестьянами.
Город Рерик (по славянски — Рарог, что значит «сокол»), где жил и княжил упомянутый Годслав, находился на территории современной Германии. Славянка Умила родила князю трех сыновей: Рюрика, Синеуса и Трувора. Через несколько лет случилась беда — на них напали даны (или датчане); захватив город, они убили князя, однако матери и сыновьям удалось спастись. Переплыв на лодке через море, семья попала на остров Рюген, что еще западнее от Рарога.
Описывая Рюген, следует вспомнить про остров Буян из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Юный Рюрик, которому было тогда лет семнадцать — собственно, и есть князь Гвидон, которого вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Те и другие спаслись на острове — история очень похожая. Юный князь, проснувшись поутру, обнаружил чудо-город со златоглавыми церквами — наверное, это древний город Аркона, обнаруженный археологами на Рюгене. И этот город принял Рюрика, вошедшего в него с чувством благоговения и открывшего одну за другой множество его тайн.
Посвящение в рыцари
К Рюгену можно добавить еще одно описание:
«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом... ...Там русский дух, там Русью пахнет».
Да, Рюрику повезло! Остров был мистериальным центром, куда съезжались искатели приключений из разных концов Европы, рыцари проходили здесь посвящение. Тогдашняя школа рыцарства открывала свои двери далеко не всем, но Рюрика приняли, потому что он продемонстрировал незаурядный ум и отвагу, а еще потому что на нем был знак посланца богов — ведь его лодку принесло бурей. Молодой князь проявил себя в мистериальной школе как талантливейший ученик, он прошел изощренные испытания и получил посвящение руководителя народа, о котором в поэтической форме говорит сказка.
Можно отдельно задержаться на каждом из трех чудес города.
- Белка, грызущая золотые орешки — это умение управлять государственной казной, экономика.
- Тридцать три богатыря — это профессиональная армия — редкая вещь в средневековой Европе.
- Царевна лебедь — это культурное и духовное наследие, о котором всей душой заботится истинный государь. И это также, как мы сейчас сказали бы, особое геополитическое мышление, когда государь мыслит себя игроком на карте истории, играющим за свою страну и ее народ.
Представьте себе, как возрадовался Рюрик, открыв благодаря посвящению указанные духовные принципы! Как страстно захотелось ему найти страну, владея которой, он применил бы открывшиеся ему истины! Он создал бы тогда великое государство!
Земля обетованная
И вот он стал разъезжать по Варяжскому морю, от берегов Швеции до самой Ладоги, собирая дружину единомышленников и стараясь найти, как некогда Моисей, обетованную землю, чтобы осуществить на ней свой великий проект. Как и все варяги, он был язычником, но полагался не на помощь богов, а на собственную мудрость, искал блага не для себя, а для преданных его делу соратников и граждан. Скоро слава об удалом рыцаре и авантюристе распространилась по всей северной Европе.
Откуда же пришел призыв?
Призыв пришел из Словении, от дедушки Гостомысла, который вспомнил вдруг о своем внуке. Старейшина оставался без наследников, все его сыновья куда-то сгинули, и вот проблема: земли-то передать некому! И он отправил послов, чтобы нашли того отважного мореплавателя. Однако Рюрик, обладавший даром провидения, и сам догадался приехать в Великий Град, и здесь происходит знаменательный разговор. Примечательно, что ни одному из варягов еще не удавалось осесть на славянских землях, хотя многие с удовольствием отказались бы от своей бродячей жизни!
«Я знаю, что ты потерял княжество, и отдам тебе землю в наследство, — сказал Гостомысл, — если ты будешь работать на ней и приумножать мое богатство».
«Я князь, — ответил Рюрик. — Мое дело управлять княжеством, а не обрабатывать землю. Но если ты так хочешь, я найму рабов, которые позаботятся о земле, она не зарастет травой и будет приносить немалый доход».
Старый Гостомысл остался недоволен ответом молодого князя.
«Мы свободные люди, и мы не хотим, чтобы нашу землю возделывали рабы. Ей нужен добрый хозяин, а не раб. Ответь мне, что ты будешь делать с землей?
„Я буду ею владеть, — ответил Рюрик, — я поставлю на ней свой замок. Если ты не хочешь, чтобы рабы трудились на моей земле, то пусть ваши люди работают на ней и платят мне за это часть от дохода“.
„Нет! — Решительно возразил Гостомысл. — Мы свободные люди, мы никогда не работали на господина и не будем!“
Надо привлечь внимание учеников к конфликту двух совершенно разных мировоззрений: крестьянского и рыцарского, каждый уперся в свое. Предложите детям найти выход: что бы вы ответили на месте Рюрика? Как ему получить землю и княжество!
Давайте пробовать! Давайте договариваться! Предлагайте свои варианты!
„Ладно! — говорит Рюрик. — Я, типа, отказываюсь от замка и своей части дохода. Пусть ваши люди работают на земле, пусть ничего мне не платят, пока я сам не решу, что буду с ней делать. Я уйду в другой город и буду там княжить, то есть, защищать со своей дружиной все ваши словенские земли“.
Да, примерно такой они нашли консенсус. Вроде бы договорились. Рюрик отправился княжить в Ладогу, Трувор — в Изборск, Синеус — в Белозеро. Однако Гостомысл, как влиятельный старейшина, предупредил братьев, что князьями они считаются лишь номинально, то есть, по первому требованию народного вече должны уйти из названных городов. Рюрик и на это согласился, дав дедушке клятву, что не будет применять силу против свободных словенских граждан, однако во всем остальном — его княжья воля.
Так, впервые в истории Руси, заморские варяги стали землевладельцами и местными князьями. И теперь посмотрим, какую повел Рюрик внутреннюю политику.
Первое правление Рюрика
Началось оно приблизительно в 848 году, Рюрику не было еще тридцати. Представьте: у тебя ни замка, ни крепости, ни сотни работников, которые прислуживают тебе, то есть, никакой реальной власти. Ты квартируешься где-то в гостинице, на постоялом дворе, и на твоей шее еще дружина из бездомных добрых молодцев, которых надо одевать и кормить. Об этом добрые словены, конечно, не позаботились, чтобы назначить князю какое-то жалование. Храбрая дружина, по их мнению, может сама себя прокормить, грабя, к примеру, соседские земли. „Но каким образом? — думает Рюрик. — Бросить с таким трудом доставшуюся собственность? Снова уйти на промыслы в заморские страны?“
Да, не так-то просто княжить на Руси, как пишут в учебниках по истории! Рюрику пришлось тяжело. Не давали ему, иностранцу, зацепиться за землю.
А с другой стороны, не всё так уж и плохо: ты хозяин, ты князь, под тобою целая страна, причем богатая страна, привольная, судоходная, технически развитая, и люди здесь добрые, трудолюбивые, сильные, говорящие на твоем языке, а славянки — какие красивые! А как соберутся девушки вечером на берегу Волхова! Да, какие песни запоют! Да какие хороводы устроят! Не страна, а заглядение!
Чем же ты, царь-государь, займешься в этой стране? Конечно, можно переженишь своих добрых молодцев на славянских девушках, забрать их приданое и... дружно махнуть назад, на голодное Варяжское море. Нет, у Рюрика был другой план. Он посвященный мудрец, его специально готовили в средневековых мистериях, как вождя государства. Он не собирался отступать.
Сначала Рюрик установил словенам дань.
Во как! Старейшины-то полагали, что наши князья начнут грабить соседские племена: весь, водь, чудь, меря и пр. А он непредсказуемый — заставил платить дань свое же местное население. Дело неслыханное! Даже проезжие варяги до него не облагали данью восточно-славянские племена: словен, полочан, полян. Варяги проходили через их земли, и славяне встречали гостей хлебом и солью. Гости покушали, погуляли — а теперь плывите дальше, на юг, к грекам, грабьте их города, а наше население не трогайте! Ибо мы свободные люди, мы богатыри! Если понадобится, то встанем все от сохи, и ни русичам, ни норманам не дадим никакой пощады!
Рюрик брал дань самым обычным мирным способом! Он объезжал города и лично объяснял на пальцах каждому жителю, что для содержания дружины нужно то-то и то-то. И люди давали ему все, что он не попросит. Почему?
Задайте этот вопрос детям: почему словенское население добровольно платило Рюрикам дань? Что такое Рюрик сделал для них? Может быть, понравился? Или наоборот, запугал?
Ответ простой: Они его считали своим. Потому что у него была земля, и земля эта обрабатывалась свободными крестьянами. Он же с нее ничего не брал, был занят другим делом — строил корабли и пристани — значит, по славянским негласным законам его нужно кормить. Ни один трудящийся человек у древних славян не умирал с голоду, даже если это, к примеру, отшельник или свободный поэт. Никто не спрашивал, зачем ты пишешь стихи или молишься. Ему просто несли пищу и все необходимое для жизни.
Тем не менее, мирная политика Рюрика явно кому-то не нравилась. Через два года умер Трувор, а потом и Синеус. Греческая летопись говорит, что»они умерли" — как-то подозрительно рано, им было-то всего по двадцать лет. Может быть, с голоду? Или от вражеской стрелы? Скорей всего, они были подлым образом отравлены, а яд, по всей видимости, приготовили греческие шпионы. Константинополю было ой как невыгодно основание на севере страны сильного варяжского государства.
Варяги и греки — это главные конкуренты в борьбе за славянские земли.
Почетную чашу с ядом, возможно, подносили и самому Рюрику, однако он, более мудрый и всевидящий, сумел ее избежать, а вот братьев своих не уберег.
Основание Новгорода.
Недовольство Рюриком росло, и в конце-концов совет старейшин в «Великом городе» постановил, что он должен уйти из Ладоги. «Никогда мы, свободные люди, не платили дани никакому князю, и впредь не будем платить. Уходи!»
«Ладно, — сказал Рюрик. — Я уйду, однако у меня есть своя земля, я построю на ней свой город и буду править в нем, как захочу». Совет согласился, так как тысячу лет на этом месте не было города и никакой Рюрик не смог бы его в одночасье построить.
Однако Рюрик сделал вторую дерзкую и неслыханную вещь — он согнал народ на строительство города со всей Словении — опять же без применения силы. Люди, как ни странно, откликнулись на его призыв и добровольно пошли работать на стройку века. Они ведь привыкли работать сообща. А кому не нравится возводить новый город!? И в 852 году Новгород был построен, с высокими стенами, с удобными пристанями на берегу Волхова, в кратчайшие сроки.
И снова пошло недовольство (никогда наши люди не служили рабами у князей! что этот варяг себе позволяет!) А город всё рос, а поток товаров через торговый путь всё увеличивался. В десять раз больше ладей проходило по Волхову туда-сюда! Это сразу почувствовали в соседних странах. В Новый Город хлынули волной варяжские переселенцы, они строили дома и ладьи, налаживали торговлю с ганзейским союзом и с Константинополем. Греки еще больше обеспокоились, и снова пытались отравить языческого князя, однако он был неуязвим.
Строительство Новгорода имело значительные последствия. Начиная с этого времени, в Византии стали говорить о Русской земле и называли так область Словении, потому что в ней варяги-русь обосновали свое государство. Рюрик таким образом открыл славянские земли для варягов, двинувшихся волной на восток. Его дружина пополнялась новыми воинами, и скоро он снова заставил словенские и кривические города платить дань, а также обложил данью соседские неславянские племена.
Изгнание варягов
Пока строился Новгород, в Константинополе произошло одно событие, в корне изменившее внешнюю политику Византии. В 861 году состоялся 8-й Вселенский Собор, на котором произошел раскол между западной и восточной христианской церковью. Западная отстаивала новую догму, что человек состоит из тела и души, а восточная придерживалась старой троичности, что человек состоит из тела, души и духа. Таким образом, от Константинополя отпал ряд западных стран, что нанесло по христианству сильнейший удар, и тогда все взоры византийских священников устремились на Русь.
Наверное, не случайно в 862 году новгородский совет вынес Рюрику ультиматум, согласно которому варяги лишались всей собственности и власти. Забанили! На сей раз его выгоняли из собственного города, с собственной земли, и делали это свои же новгородские люди, причем явно не в выгоду себе. Расчет Константинополя легко понять: они хотели спровоцировать войну между славянами и варягами, что было на руку грекам. Однако, Рюрик был хитрым геополитиком и сразу разгадал их коварный план, он сказал:
«Пожалуйста! Мы уйдем!» И он ушел вместе с многочисленной дружиной, без всякой попытки отстоять вооруженным путем утраченные позиции. Войны не возникло! Летопись рассказывает об этом как об изгнании варягов. Рюрик сдал Новгород подобно тому как через девять с половиной столетий Кутузов сдаст французам Москву. Очевидно, мудрый князь предвидел, чем все закончится. Греки, конечно, праздновали победу, но победа, как мы увидим, останется за Рюриком.
Куда он подался? Скорей всего, вернулся на остров Рюген, где со стороны наблюдал, что происходит на оставленно Русской земле.
Встреча Рюрика с Олегом
Первое правление длилось четырнадцать лет, за это время Рюрик накопил большой политический и жизненный опыт. Теперь в школе рыцарства он уже не ученик, а учитель, он сам готовит будущих полководцев и королей. И он параллельно изучает всё, что происходит в мире.
А что тогда происходило в западной и северной Европе? Задайте это вопрос детям. Наступление мусульманства — раз. Христианизация северной и западной Европы — два. Образование в Европе государства Франков и его распад — три. Многое происходило. И Рюрик был одним из тех, кто смотрел на карту Европы и предвычислял будущее.
Однажды у него появился новый ученик, его звали Вольга или Олег. Он только что прибыл из Новгорода и рассказал Рюрику следующую историю. В отсутствие русского князя шведский король посетил новгородские земли и устроил там по обычаям норманов небольшой погром. В частности, он обидел поставленного новгородцами градоначальника и забрал силой его дочь. А ее брат — это и был Олег — бросился в ладье в погоню за шведским королем, но не догнал, и оказался на острове Рюген. Он на коленях просил Рюрика выручить из шведского плена сестру.
Рюрик сказал Олегу, что всему свое время, но за твою смелость я беру тебя в ученики. Несколько лет они провели вместе на острове, и Рюрик посвящал Олега в свои планы. Став славным рыцарем, молодой ученик тоже начал именовать себя князем.
Тем временем новгородцы, основательно передравшись между собой, поняли, что без князя им не прожить. Они тогда они бросили варягам призыв: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“ — это то самое знаменитое призвание варягов, начиная с которого летопись ведет отсчет русской истории. Возможно, словены хотели поискать себе какого-то другого князя, но в варяжских-то кругах хорошо понимали, что соревноваться с Рюриком некому, да и сам Рюрик давно ждал, когда же они снова позовут его на престол.
Прежде чем вернуться, Рюрик с Олегом предпринимают поход в Швецию, и там они крадут у шведского короля олегову сестру, теперь уже королеву Ефанду, которая потом становится женой Рюрика и родоначальницей рода, династии Рюриковичей. Представляете, какой это был авантюрист!
Второе правление Рюрика
Оно началось в 867 году и продолжалось вплоть до самой смерти в 879 году. Рюрик не стал возвращаться в Новгород, но обосновался в Ладоге, наверное, не простил новгородцам их предательства. Второе правление было внешне спокойным по сравнению с первым. Рюрик хорошо понимал, что он не готов к военной кампании против Константинополя, и старался не дразнить своим появлением греков.
Однако многие варяги из его свиты рвались за добычей в Царьград, им скучно было торчать в Старой Ладоге, они жаждали дальнейших подвигов. Рюрик отпустил в Царьград двух своих дружинников, Аскольда и Дира, однако до греков они не дошли и осели на Днепре в Киеве, стали там княжить, прогнав местных князей. Греки же подумали, что Рюрик ворвался уже и в земли полян, и восприняли это как его против них интервенцию. Они в очередной раз направили своих шпионов в Ладогу, последовала серия новых покушений на словенского князя.
Последние годы Рюрик лежал больной, страдая от последствий отравления. Его целью было подготовить приемника, который продолжил бы начатое им дело. Собственно, он почти ничего не успел из того, что было запланировано, и его положение в Ладоге тоже было далеко непрочным. Узнав о его смертельной болезни, словены снова отказались платить дань, дружина таяла на глазах.
В 875 году жена родила Рюрику сына — Игоря, однако князь хорошо понимал, что не доживет до того дня, когда Игорь возглавит объединение славянских земель. Между собой они называли это завоеванием, потому что по своей сути были варягами: они готовились к войне, мечтали о завоевании всего мира, особенно Олег. Но Рюрик, который ни разу не обнажил меч, находясь на славянской земле, хорошо понимал, что речь идет о создании государства со всеми его атрибутами: столицей, армией, границами, казной, налогами, законами, административным делением, денежной единицей и религией. Сподвижники этого не понимали, они гнались за военной добычей.
12 лет Рюрик потратил на то, чтобы обучить Олега всему, что знал сам. Обуздывая его горячий рыцарский нрав, он учил его государственной премудрости. «Если тебе, как победителю, поднесут чашу с вином, не пей — вино будет отравленным». Рюрик познал эту историю на собственном опыте, и выжил лишь благодаря могучему здоровью и знанию противоядий. Он учил Олега не полагаться на советы волхвов, руководствоваться собственной мудростью: каких людей, кого, где, для чего надо поставить, чтобы государство стало работоспособным живым организмом.
«Легко завоевать страну, но нелегко удержать завоеванное. Ты сам это видишь, каких усилий стоило мне, чтобы удержать за собой одну только Ладогу. А ты хочешь завоевать аж Царьград!»
Однако Рюрик не отговаривал Олега от его наполеоновских планов. Напротив, он готовил своего друга стать великим полководцем. Постепенно и методично он научил его мыслить стратегически, учитывать планы своих врагов и союзников, дипломатически обуздывать свои желания и порывы, поступать в интересах государства, а не в своих собственных. Олег слушал его со слезами на глазах, понимая, что из жизни уходит величайший человек, когда-либо живший на земле. Смерть наступила, когда Рюрику было чуть больше пятидесяти лет.
Завещание Рюрика
Вот, что завещал Рюрик своему преемнику Олегу:
В отношении варягов. Забудь о них! Для тебя нет больше такой страны Варягии. Никогда не возвращайся к ним за подмогой. Помни, что твоя родина здесь. Как бы тебе ни было смертельно плохо, какая бы опасность ни угрожала, не уходи с этой земли. Сожги корабли, умри, но не отступай ни шага назад. (Это завещание Олег выполнил.)
В отношении славян. Будь осторожен, когда будешь брать их города. Это люди особенные, свободные, богатые внутри, и не в твоих интересах их порабощать и ставить силой на колени. Применяй любую хитрость, пытайся договориться, обещай любые блага, играй с ними, однако не иди тупо с оружием против них. Они ценят не твою храбрость и силу, а твой ум и доброту. (Ох, сколько раз Олег отступал от этого завещания!)
В отношении греков. С ними нужно заключить крепкий мир, но этот мир возможен лишь при условии, что ты будешь воевать с ними и победишь. А когда будешь воевать, то молись не нашим богам, а их Богу — Иисусу Христу — потому что этот их Бог дает человеку бессмертие и помогает каждому, кто верит в Него. И если победишь, то введи у себя в стране христианство. (Олег обещал, но не сдержал обещание.)
Сокол Рюрика нарисован на гербе Старой Ладоги. Необходимо показать эту картинку ученикам и поговорить о ее значении. Троичность (варяги, славяне, греки), этот нацеленный в землю клюв, образ птицы, падающей с высот — как дух, сошедший на Иисуса при крещении.
Вплоть до распада СССР Рюрик и варяги в школьных учебниках не упоминались. В солидных трудах проводилась мысль, что возникновение Древнерусского государства было результатом долгого самостоятельного развития восточных славян, и, в конце концов, неважно, кем по национальности были первые князья. В современной России историю вновь учат по Карамзину и Соловьеву. Галерея выдающихся лидеров России в Большом Кремлевском дворце открывается портретом Рюрика. Разумеется, условным — как он выглядел на самом деле, неизвестно.
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: « русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком