Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
На уроке математики в школе «Радонеж», Санкт-Петербург

Обучение письму в вальдорфских школах — это особенный процесс, в котором применяются непривычные для современного человека инструменты. Родителей просят не давать ребенку фломастеров и шариковых ручек! И у них, кто в первый раз столкнулся с вальдорфской педагогикой, естественно, возникает масса вопросов. Почему нельзя? Для чего мелки, гусиные перья и перьевые ручки? Зачем нужна каллиграфия? Почему детей сначала учат писать, а только потом читать?

Восковые мелки, гусиные перья и перьевые ручки

В первом классе вальдорфской школы дети пишут буквы и рисуют формы, используя восковые мелки, специально разработанные для детской руки. Благодаря возникающему сопротивлению при движении мелка по бумаге ребенку легче определить его траекторию и держать процесс под контролем. Восковые мелки соответствуют возможностям детской руки и не создают при письме чрезмерного напряжения.

Также дети рисуют обычным белым мелом на деревянных досках. Обучающий процесс начинается даже не с букв, а с геометрических форм, таких как: концентрические круги, спирали, восьмерки. Затем вводятся повторяющиеся формы, которые рисуются в строчку, например волны. Сначала эти волны прямые, потом с наклоном, потом с еще большим наклоном, потом с гребнем и т.д. Далее большие волны чередуются с маленькими, и многое-многое другое. Всё это является подготовкой руки ученика к тому, чтобы уметь воплощать воображаемые линии на материальной плоскости — соблюдая пропорции, симметрию, дистанции — в том числе, и на большой классной доске.

Во втором классе дети переходят на письмо цветными карандашами. Толстые трехгранные деревянные карандаши, они тоже идеально соответствуют детской руке и к тому же обеспечивают правильный захват. Как правильно держать ручку? Такого вопроса при письме карандашом не существует. Не нужно ничему специально учить — а просто дать нужный инструмент в нужный момент!

В третьем классе дети начинают писать перьевыми ручками. Однако этому предшествует запоминающееся на всю жизнь знакомство с чернильницами и гусиным пером. Письмо пером важно не только как развлекательный исторический экскурс, но главным образом потому, что современная стилистика письма, техника и шрифты, были сформированы в далекие времена, когда везде использовались птичьи перья. Современные же инструменты для этих стилей и шрифтов никто не догадался приспособить, и применение их на начальном этапе обучения письму вызывает у ребенка одни неудобства, а иногда и мучения.

Но это в обычной школе, а в вальдорфской письмо пером становится радостным событием в жизни ребенка — это праздник.

Шариковые ручки или перьевые?

Шариковые ручки в вальдорфских школах не используются вообще по ряду причин. Вот что говорит по этому поводу вальдорфский учитель Сергей Ловягин в книге «Рисуем пером» (1996):

«Поводом для написания этой тетради стали последствия событий 30-летней давности. Тогда, в 1968 году, по мнению авторов, случилась беда. Первоклассникам разрешили писать шариковой ручкой. Сто лет до того дети писали перьями — и ничего. Выводя каллиграфические буквы пером, дети решали сложные пластические задачи. Перо нельзя вести вперёд, его то и дело нужно окунать в чернила. Выводя разные части букв, на перо нужно нажимать по-разному и поворачивать его в разные стороны. На перо приходится нажимать по-разному в зависимости от того, много ли чернил на нём осталось. Мозг ученика постоянно контролировал тонкие движения руки. Бывали, впрочем, и кляксы, и пятна на мундире.
Когда после долгой борьбы за прогресс (право ребёнка писать шариковой ручкой) перо проиграло и ушло из школы, дети перестали приобретать соответствующие навыки координации тонких движений руки и согласования зрительного и моторного мышления.
Пагубным последствием отказа от пера было не только обеднение спектра навыков тонких движений, но и возрастание утомляемости. Психолог и физиолог Базарный сообщает (1991), что ряд исследований показал, что переход от отрывного письма с переменным нажимом к безотрывному с постоянным нажимом (переход от пера к шариковой ручке) привёл к повышению утомляемости школьников».

В Германии использование перьевой ручкой на младшей ступени школы (не только вальдорфской) закреплено федеральным законом. В России же письмо перьевыми ручками в начальной школе можно теперь встретить лишь в отдельных муниципальных школах. И этому не придают особого значения, потому что люди не видят принципиальные отличия письма шариковой и перьевой ручки.

Что это за отличия?

  1. Конструкция шариковой ручки вынуждает нас писать с постоянным нажимом, она не предусматривает расслабление мышц пишущей руки. Напряжение, без возможности расслабления, которое испытывает ребенок, формирует его отношение к письму, для многих учеников к концу начальной школы оно становится нелюбимым занятием. Перьевая ручка же не требует нажима при письме, дети меньше устают. Равномерная подача чернил позволяет выводить буквы более осознанно и концентрированно.
  2. Пишущая часть шариковой ручки — это точка. При любом движении руки, при любом направлении, вы получается одинаковую линию. Письмо перьевой или каллиграфической ручкой дает вам подвижную ленту, ширина которой зависит от ширины пера. Эта «лента-линия» чувствительна к движению пера. Ребенку при таком письме нужно постоянно думать и координировать движения пишущей руки — что развивает его, скажем так, писательское мастерство.

Учимся писать красиво!

Имеет значение также эстетическая составляющая. Как выглядит ваш текст, который вы написали шариковой ручкой? И как выглядит текст, написанный перьевой ручкой? На что вам приятнее смотреть? Для заполнения документов это не имеет значения, однако для ученика начальной написанный им текст — это творческая работа. Он должен получать эстетическое наслаждение не только от процесса письма, но и от результата. Таким образом, правильный пишущий инструмент, каким является перьевая ручка, стимулирует его выработать красивый почерк.

В четвертом классе вальдорфской школы устраивают занятия по каллиграфии с применением гусиного пера, туши или чернил. Дети тренируются писать разными шрифтами, тренируя тем самым свой художественный вкус. Им не очень интересно, что написано и на каком языке, однако крайне интересно, как оно написано, с каким завитушками — пусть это и будет всего одно слово! Уверенный стиль, одинаковые высота прописных букв, наклон, расстояния, отступы, ровность строки — вот что ценится. Всё это имеет огромное значение для развития творческих способностей.

Многие становятся великими писателями именно потому, что их учителя требовали от них в детстве писать красиво. Как писательский талант связан с красивым почерком? Очень просто — пишущая рука способна улавливать и передавать бумаге тончайшие оттенки чувства и смысла, когда она использует правильный пишущий инструмент. Это, в свою очередь, доставляет писателю огромное удовлетворение — словно он играет на музыкальном инструменте — и слушая свою музыку, он создает всё более гениальные произведения. Если же вы пишете свои сочинения, сидя за компьютером, то никогда этого не получите!

Разумеется, это не значит, что мы должны всю жизнь писать перьевыми ручками! Навык письма и почерк впоследствии сохраняются, и мы можем в любом возрасте удивить скоростью письма и красивым почерком, даже если будем писать обычной шариковой или гелиевой ручкой. Важно, однако, не лишать детей этого ценного навыка, который трудно и почти невозможно будет потом приобрести, если не привить его ребенку в начальной школе на самой ранней стадии обучения письму.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *