О вальдорфской педагогике в России можно увидеть в интернете длинный шлейф отрицательных отзывов и ругательных мнений. Происходит это потому, что любителей говорить по статистике в 10 000 раз больше, чем любителей думать и делать. Когда перебирают плюсы и минусы вальдорфской педагогики, то совершенно не думают о том, что на их выпады практически некому отвечать, поскольку нет специалистов и институтов, этим в нашей стране занимающихся. Все ваши минусы так и останутся минусами, нарисованными в голове, без шансов превратиться в плюсы.
Ну, и какие же это минусы?
Первый, и самый большой минус — это название.
Где эта «лесная деревня» (по-немецки, Вальд — лес, а Дорф — деревня)? И кто этот доктор Штайнер, который эти вальдорфские школы придумал? Зачем называют их Штайнер-школами? У нас что, нет своих прославленных педагогов, Ушинского, например?
Действительно, странно прилеплять к словам «школа» или «педагогика» название той местности, где она впервые практиковалась, или имя того человека, благодаря которому процесс школьного преподавания был впервые поставлен с головы на ноги.
Если бы автомобиль назывался не автомобилем, а изобретением Бенца, то как бы мы к этому отнеслись? Наверное, сказали бы: «Не будем мы кататься на изобретении Бенца, от него только шум да выхлопные газы!» Но катаемся же! Потому что у нас это «машина», в Германии — «Auto», в Америке — «car», в Норвегии — «bil», в Польше — самоход и т.д. Для нас это средство передвижения, а не память о великом изобретателе. Плюсы автомобиля очевидны: мы ездим с большой скоростью, а не ходим пешком. Минусов тоже полно: и бензин дорогой, и пробки на дорогах. Но никому не приходит в голову их считать и связывать с индивидуальностью Бенца!
Точно так же педагогика есть педагогика без всяких приставок. Если ее назвать вальдорфской, то очевидно, отношение к ней будет такое же настороженное, как к советской или китайской. Решат, что это пропаганда чьего-то мировоззрения, эзотерическая секта, тайное вторжение, опасное инакомыслие, европейская диковинная ересь и т.д. На самом деле — это просто педагогика, то есть, система, которой учитель придерживается, чтобы учить и воспитывать своих учеников. Раньше учитель не нуждался ни в какой системе, он просто учил, подобно тому, как пешеход просто ходил пешком. Но пришло время — и ее изобрели.
В Финляндии во время экономического кризиса 80-х годов провели исследование, молодым людям, только что окончившим школу, дали субсидии для развития бизнеса. И оказалось, что из тех, кто не проел и не пропил данные ему средства, но пустил в дело и организовал бизнес, 90% выпускники вальдорфских школ. Финское правительство увидело тогда, что должно спасти падающую экономику страны, и произвело реформу образования. Теперь все школы в Финляндии перешли на вальдорфскую систему, но, естественно, убрали название. Подобные процессы происходят сейчас по всему миру, где этому не препятствует религия или коррупция.
А что если наше население тоже захочет предпринимать, вместо того чтобы проедать и пропивать деньги?
Вторым минусом является то, что в России «вальдорфских» школ крайне мало.
Почему-то считается, что это должны делать немцы — вкладывать в развитие у нас «своей» педагогики и открывать здесь «свои» школы, подобно тому как некоторые иностранные компании открывают на русской территории автомобильные заводы. По понятным причинам, иностранцы этого делать не будут. Вальдорфская педагогика — это не секта и не коммерческая компания, торгующая своей франшизой и мечтающая завоевать рынок. Это ошибка думать, что кто-то финансирует наши вальдорфские школы извне. Им самим, иностранцам, развиваться надо, кризис образования ведь не только у нас.
Поскольку школ мало, влияние их на процессы в стране ничтожно. Мы, естественно, не видим ощутимых сдвигов, связанных с тем, что у нас в 90-е годы появилось несколько школ — в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Самаре и некоторых других городах — которые были организованы по инициативе отдельных людей и пытаются выжить, несмотря на давление со всех сторон. Можно считать, что их вообще нет. Не хватает учителей, которые могли бы передавать свой опыт другим, не хватает информационной поддержки, не говоря уже ни о какой другой.
Отсюда делается вывод: раз школ мало, раз государство не поддерживает, раз нет информации и людей, которые представляли бы идею вальдорфской педагогики, значит, идея не прижилась, значит, она не для России.
Третьим минусом вальдорфской педагогики является то, что ее можно безнаказанно критиковать
За это не посадят, не привлекут, не осудят. Проблема, конечно, не в ней, а в существующей системе образования, но достается именно вальдорфской педагогике. Когда она неожиданно возникает в поле зрения далекого от проблем образования человека, как альтернатива обычной педагогике, то тут-то и начинается крик, тут-то его и прорывает высказать все, что наболело в душе и о чем сам смутно догадывался. Появившаяся перед глазами альтернатива служит как бы зеркалом, в котором он видит всё несовершенство школьного процесса, но обвиняет в этом само зеркало — мол, вы ни черта не знаете, как оно на самом деле.
Очень хотелось бы, чтобы под данной статьей, а не где-то на просторах интернета, прозвучали комментарии, почему вальдорфская педагогика это так плохо. Есть подозрение, что на самом деле это происходит от привычки критиковать. Так уж устроено человеческое мышление — если оно долго не получало новых идей, то теряет потом способность их воспринимать, и вместо того, чтобы взять их на вооружение, начинает против них бороться.
Родители, желающие отдать своего ребенка в вальдорфскую школу, редко знают, что это такое и почему она обеспечивает правильное и здоровое воспитание детей. Им нужна просто какая-то альтернативная педагогика, замена тому, что ждет их ребенка в обычной школе. Собственно говоря, других альтернатив нет, и родитель, конечно, чувствует, что он принял верное решение. Однако его ум продолжает вертеться в старом кругу идей, и когда он осознает, что вальдорфская идея выходит за этот круг, то в силу своей привычки критиковать становится к ней в оппозицию.
Отдать ребенка в вальдорфскую школу — если таковая есть поблизости в вашем городе — абсолютно верное решение, и никаких ограничений здесь быть не может, ни по здоровью, ни по возрасту, ни по уровню развития. Напротив, если у вас чересчур одаренный или необычный ребенок, если он слишком активный или, наоборот, слишком замкнутый, со своим индивидуальным характером — это значит, он просится в вальдорфскую школу. Однако, родителям не помешало бы ознакомиться с идеей, а не только подсчитывать свои плюсы и минусы.
Не судите о плюсах и минусах!
Источник минусов — это всегда предвзятое убеждение или неверная информация, почерпнутая от авторов, которые из желания что-то умное сказать или пофантазировать о перспективах нашего образования, начинают вкривь и вкось рассуждать о негативах вальдорфской педагогики. Читатель, естественно, обратит внимание на такого критика:
Наверное, это очень умный человек, настоящий знаток человековедения, раз так разбирается в минусах вальдорфских школ!
Вовсе нет! Критика чаще всего исходит от посторонних людей, не имеющих отношения к процессу обучения в вальдорфской школе, и, скорей всего, не удосужившихся прочитать, что это такое. Называя вальдорфскую педагогику спорной или недостаточной, они высказывают то, что не проверено ими на опыте, демонстрируя этим, что собственный опыт им и не нужен. Это элементарное отсутствие здравомыслия. Их бы самих отправить на школьную скамью!
Некоторые критики жалуются, что вальдорфская школа не дает ученикам того, что есть даже в обычной школе — например, отметок в дневниках. Это как, по-вашему, здравое суждение? Надо же выбирать, господа: или-или! Если вам так нравится обычная государственная школа, то и пожалуйста. Но это не есть минус вальдорфской педагогики, что для познания мира и воспитания личности ей не нужны никакие дневники и отметки.
Другие жалуются на вальдорфскую систему из зависти. Вероятно, им хочется, чтобы существующая система образования калечила всех поровну и не было никаких исключений. А то одни дети закончат вальдорфскую школу и вырастут здоровыми, свободными, с развитым кругозором — другие же, которые в эту школу не пойдут, заплатят за свой аттестат умственным переутомлением и душевной усталостью, угрохают свое детство в войне с интеллектуальной системой образования, но не получат за свои страдания никаких преимуществ! Вот где несправедливость! Учение это страдание, это страх перед экзаменами, это принудительная скука и мытарство — думают наши критики — и нельзя допустить, чтобы какие-то вальдорфские школьники всего этого избежали!
Все минусы из-за того, что люди не умеют мыслить иначе.
© Михаил Андреев, 2018
Ссылка на первоисточник? ))) Мы это знаем от финских педагогов, которые приезжали в СПб на педагогический семинар.
«В Финляндии во время экономического кризиса 80-х годов провели исследование, молодым людям, только что окончившим школу, дали субсидии для развития бизнеса. И оказалось, что из тех, кто не проел и не пропил данные ему средства, но пустил в дело и организовал бизнес, 90% выпускники вальдорфских школ. Финское правительство увидело тогда, что должно спасти падающую экономику страны, и произвело реформу образования. Теперь все школы в Финляндии перешли на вальдорфскую систему, но, естественно, убрали название.» — можно ссылку на первоисточник?