Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"
Тамас Маг, лодки на берегу
Tamás Mág «BALATONLELLE — the landscape is tired!», Carbon Pastels, 28 × 40 cm

Представьте себе, что перед вами картина, о которой вы хотели бы написать статью. Не важно, сами ли вы выбрали ее для статьи, или вам дали задание к определенному сроку — но есть четкая цель: оформить свои мысли о картине в читаемый текст. И тут оказывается, что мыслей нет! Пустота! Вы не знаете, что о ней сказать! Э..., ну..., да..., это картина современного художника, две лодки стоят на берегу — вот собственно и всё! С ужасом вы понимаете, что вам больше из себя ничего не выдавить, нечем порадовать читателей — и начинаете тянуть время у компьютера, находить различного рода оправдания, типа: я не искусствовед, мне нездоровится и т.д.

Путешествие в море мыслей

Давайте разберемся, писатель, как вы дошли до жизни такой? Почему простое описание простой картины вызывает у вас такие непростые трудности?

К примеру, эти лодки. Почему они на берегу? Лодки должны ходить по морю, не так ли? Почему же художник лишил их своей основной мореходной функции? Ему, видишь ли, нравится, когда они на суше! И многим другим живописцам нравится изображать то же самое: берег, и у береговой линии одна или несколько пустых лодок. Что привлекает художника в судоходных средствах, не плавающих по воде, а припаркованных к берегу!? В чем здесь смысл?

А теперь подумайте: Не происходит ли что-то похожее с вашей умственной «лодкой», которая вместо того чтобы путешествовать по морю мыслей, тоже припаркована к берегу? Вот вам искомый смысл! Не надо забывать О СЕБЕ, писатель, когда вы смотрите на картину. Описание картины сразу выстраивается в голове, когда вы увидите в ней себя. Это один прием.

Сочинение или описание

Описание ценится в художественной критике гораздо выше, чем сочинение. Насочинять ведь можно что угодно! Можно придумать в связи с лодками какую угодно историю — и достаточно легко. Словом, если у вас туго идет описание, если не удается с ходу перепрыгнуть с сюжета картины на что-то духовное, связав это со своим «Я», то можно попробовать сочинение. Это второй прием.

Итак, сочините историю про лодки. Почему они застряли на суше и никуда не плывут? Поразмышляйте на эту тему:

  • Причина первая: гребцы устали. Они нынче путешествуют только в онлайн, сидят дома и смотрят видео-ролики.
  • Причина вторая: нет рыбы. Выходить в море бесполезно, ничего не поймаешь.
  • Причина третья: нет весел — украдены. Или парус порван, или мотор сломан — ждут, когда купят новый.
  • Причина четвертая: хозяева лодок разучились плавать. Старые опытные мореходы на пенсии, а новые не знают, как это делается, и боятся выходить в открытое море.
  • Причина пятая: некогда. Много разных дел дома, не до морских прогулок.
  • Причина шестая: никак не собраться. То погода плохая, то отлив, то ветер не в ту сторону.
  • Причина седьмая: дно прогнило. А починить — нет ни сил, ни средств, ни настроения у наших мореплавателей.

Получилось небольшое сочинение, из которого мы увидели, что причин, может быть несколько. Как лодка не может сама ходить по морю, так и картина не может сама сочинить о себе статью — всё дело в писателе. И вам, писателю, надо разобраться с этими семью причинами. Отложите на время статью!

Для вас сейчас важнее увидеть внутреннюю картину. Перечисленные причины указывают, как лакмусовая бумажка, на отсутствие у вас писательского фундамента. Разобравшись с ними, вы потом справитесь с любой творческой работой. Вам, можно сказать, здорово повезло, что ваша «лодка» временно оказалась на берегу.

Итак, через креативное сочинение и работу над собой мы приближаемся к описанию картины.

Семь причин

Вот они, семь причин, почему не получается быстро и качественно написать статью о картине:

  • Духовная лень
  • Картину плохо видно
  • Неудачный выбор картины
  • Отсутствие техники письма
  • Нехватка времени
  • Творческий ступор
  • Духовный коллапс

Нельзя закрывать глаза на эти вещи! Отнеситесь к ним серьезно, как к невидимым, но реальным врагам, действующим против вас, когда вы пишете. Они как головы семиглавого Дракона. Вы только решили приступить к статье, а он тут как тут и начинает вас кусать. Вы нашли оружие против первой головы, однако оставшиеся шесть голов еще активны и продолжают свирепо на вас нападать, и тогда написание статьи превращается для вас в настоящую пытку. И вы, конечно, уходите от этой пытки в зону бездействия и комфорта.

Как расправиться с Драконом?

Естественно, надо сначала его увидеть, каждую из семи голов. О средствах борьбы мы поговорим в другой статье, сейчас же главное — увидеть истинную свою ситуацию, посмотреть на всех «участников дорожного движения», если так можно выразиться. И тогда двигаться дальше.

Если мы не видим, например, пятую голову, т.е., считаем, что у нас полно времени, то что происходит? Мы вдруг замечаем, что время прошло, а не сделана и десятая часть работы. Видеть голову нехватки времени — это значит, умножать необходимое время как минимум в 4 раза. То есть, если мы думаем, что статья займет у нас один час, то на самом деле она займет четыре часа. Если мы считаем, что можно написать ее за день, то в действительности будем писать ее четыре дня. Надо это увидеть и принять меры. И тогда, имея один час свободного времени, надо так ускориться, как если бы мы хотели написать статью за пятнадцать минут. Словом, надо считаться с тем, что в реальной жизни мы работаем в условиях острой нехватки времени!

А теперь разберем по очереди все семь причин!

Духовная лень

Что такое духовная лень? Ну, когда мы ленимся убрать со стола, вымыть пол, или сделать что-то по дому, что в данный момент не очень хочется делать, то это понятно. А как понимать духовную лень, когда мы замыслили сделать какую-то творческую работу, и нам почему-то не хочется ее выполнять — что это значит? Получается какое-то противоречие: не хотим делать то, что хотим.

На самом деле, парадокс легко объясняется: в процессе творчества мы не видим всех участников движения. Мы считаем, что рождаем текст сами, из своей головы, то есть, с нашей стороны это как бы совершенно свободное действие. Мы вольны его делать или не делать, отложить или не начинать. Словом, если на перекрестке загорелся зеленый свет, то мы считаем, что можем ехать или не ехать по своему усмотрению. Однако, мы должны ехать! Сзади нам уже гудят. Мы остановили всеобщее движение!

Духовная лень связана с тем, что мы не чувствуем себя в общем потоке и не понимаем, что зеленый свет требует от нас действий: сейчас или никогда. У нас нет выбора! Если наши глаза увидели картину, то нельзя не думать о ней, нельзя подождать с рождением мыслей, связанных с ее содержанием. Газ и только газ! Бог поставил ее перед нами и приказал: "Давай, писатель, твори, придумывай, рожай!"

Когда ты в музее (или в интернете) увидел интересную картину, то это знак тебе, что включен зеленый свет. И если ты смотришь на нее, а у тебя не возникает связанных с ней мыслей, то что-то не так с твоим мышлением, дружок, ты реально болен. И Дракон тут же поднимает голову: «Да, да, ты болен, писатель! Иди назад в свою кроватку, под одеяло! Отдыхай, попей кофеечку, соберись с мыслями!»

И мы уходим отдыхать! Такова наша реакция на зеленый свет, который приглашает нас к творчеству. Это реакция усталого мышления, связанная с тем, что мы не чувствуем себя стоящими в потоке, не воспринимаем духовной борьбы, в которую вовлечены. И в этой борьбе встаем на сторону дракона.

Надо несколько раз образно увидеть себя на поле битвы, представить себе, как каждый раз мы позорно проигрываем невидимым силам. Каждый раз, когда Бог призывает тебя с ними сразиться, твой внутренний Георгий почему-то затыкает уши и прячется в кусты: «Нет, нет, боженька, только не сейчас!»

Картину плохо видно

Это значит, что ты ее не рассмотрел, изображение слишком маленькое, искаженное, не на том фоне, окруженное не той атмосферой. И, как следствие, картина не наполняет тебя. А раз она тебя не наполняет, значит, ты пуст, но раз ты пуст, то тебе нечего сказать. Ибо говорить о картине можно только в том случае, если она тебя наполняет и переполняет.

Не имеет смысла писать статью о картине, если ты ею не интересуешься, не наполнен.

Иногда люди, наполненные в данный момент чем-то другим, совершают ту ошибку, что садятся писать статью о картине и несут нечто, что само по себе правдиво и истинно, но не относится к ней. Например, что-то злободневное, о проблеме короновируса. Это отсебятина, друзья. Художник перевернется в гробу, узнав, что вы тут прилепили к его произведению.

Надо, чтобы сама картина тебя зажгла, очистила и воодушевила. Без такого воодушевления критик не имеет права делать вывод, что она неинтересная, плохая и т.д. Написать критическую статью можно ведь и о плохой картине, не так ли? Если Бог (заказчик или художник) поставил ее перед тобой, то грешно не сказать о ней пару слов. Если бы вы ее увидели на выставке, если бы рассмотрели получше, то наверняка нашли бы в ней что-то, задевающее вас за живое.

Однако не всегда бывает возможность посмотреть картину в живую и наполниться ее энергетикой. И что тогда делать? Отложить работу? — Совсем не обязательно. Отложить — это значит пойти на поводу у Дракона. А если не идти у него на поводу, то надо сказать так: Я не вижу или плохо разглядел картину, потому что не дорос до нее, не созрел, не так на нее смотрю. И писать статью в этом случае надо, учитывая свою слепоту. Это лучше, чем притворяться зрячим и критиковать работу художника.

Неудачный выбор картины

Вы начали писать статью о картине, и вас вдруг осенило, что это не та картина. В сюжете не достает нужных вам деталей, не за что зацепиться, или, наоборот, какие-то лишние символы, или цвета не те — словом, картина не попадает под вашу концепцию. Вам удобнее было бы писать статью о другой работе, может быть, того же художника. Но менять объект описания уже поздно, выбор сделан — и вы недовольно бросаете статью недоделанной.

Почему так получается?

Потому что в своих мыслях вы перевозбуждены, по-другому это называется предвзятость. Вам сказали, что кто-то украл весла, и вот вы стоите возле лодки, и все ваши мысли о том негодяе, который их украл. А на самом деле весла лежат под лодкой, никто их не крал, вам надо только заглянуть под нее. И наш дракон торжествует: «Давай, писатель, давай! Направь все свои силы на поиски вора!» Он уводит вас в ложном направлении, вы начинаете писать, одно предложение за другим, и вдруг спохватываетесь: А картина-то не та!

Ложная тема, ложный ход мыслей, ложные вопросы, которые вы ставите к картине — это беда всех начинающих критиков. Картина не может быть не та! Просто вы не хотите изменить свои предвзятые мысли, не умеете подойти к ней с чистым сознанием. Вся почерпнутая в умных источниках искусствоведческая информация — она всегда против вас.

Это надо знать, и надо помнить: что не бывает в искусстве истин вне произведения искусства.

Если вы нахватались у какого-то философа умных идей о сущности искусства и подходите с ними к описанию конкретной картины, то вас ждет поражение. Выбросьте все эти благие истины в мусорный ящик. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Мыслить нужно самостоятельно, и не надо притворяться, что взятая на стороне концепция суть ваша собственная, пришедшая вам в голову при виде данной картины.

Отсутствие техники письма

В статье должен быть определенный порядок, описание строится по определенной схеме, и части статьи должны быть логически связаны между собой. Выводы никак не могут стоять впереди анализа. Понаблюдайте за опытным экскурсоводом, как он строит свой рассказ, переходя от одного экспоната к другому. Вы увидите, что у него есть своя выработанная техника, благодаря которой его описания становятся живыми и интересными.

Это называется вдохнуть жизнь. Но если вы не знаете, как делается искусственное дыхание, то ваши шансы оживить мертвое обречены на провал. Естественно, написанная статья не нравится вам самим, в ней нет жизни, нет соли, нет перца, нет напряжения, нет дыхания, нет драмы, нет торжественного финала.

Чтобы всё это было, нужна техника. Выработайте ее или возьмите у кого-нибудь, кто имеет опыт написания художественно-критических статей. Техника может быть разной. Это как стратегия в битве. Ведь если Дракон увидит, что у вас отсутствует стратегия, то что произойдет? Он вынудит героя к миру: «Эй, писатель, ты всё сказал? Вот и хорошо, иди отдыхай!» Вы однако забыли, что надо отрубить гаду голову! Надо освободить из плена принцессу! А для этого нужны план действий, маневры, техника.

Как будем поступать, друг? Будем и дальше писать поверхностные и дохленькие статьи — благо поисковики все съедят? Или будем учиться технике?

Поймите, писатель, что вы супермен! Поймите, писательница, что вы супервумен! Разве вы не владеете мечом в совершенстве? Разве не знаете секретный код матрицы? Разве не являетесь хранителем тайной магии письма?

Хватит с нас безликих блогеров! Хватит беззубых комментаторов! Вы — ПИСАТЕЛЬ, и вы сражаетесь за царский трон — а потому перестаньте думать, что писать статьи-описания к картинам великих художников это так просто. Нет, это великий подвиг, это требует от вас величайшего мастерства, секретной техники и знания законов творчества.

Овладевайте, приобретайте, разучивайте их!

Иначе вам станет тошно от собственных статей, и вы скоро забросите это занятие.

Нехватка времени

О ней мы уже говорили. Как ее преодолеть, мы поговорим в следующий раз. Сейчас надо осознать, что не времени вам не хватает, а самих себя. Вы слишком расплываетесь и при этом мните, что можете уложить свой доклад в пятнадцать минут. Не получится!

Научитесь укладывать поток мыслей в две минуты, в одну минуту, в полминуты, в одно короткое «да». Посмотрели на картину — и сказали: «Да!». Если вы этим не владеете, то о чем тут можно говорить? — вам будет всегда не хватать времени, и вы никогда не напишете ни одной статьи.

То, что нужно критику, это называется образным мышлением, или имагинацией картины. В ней, в этой имагинации все ваши мысли о картине, упакованные в одно вневременное мгновение. Имагинацию можно распаковать — что вы и делаете в статье, в докладе, в вашем устном изложении, которое слушают люди. Сама распаковка не требует времени на обдумывание. Она определяется лишь скоростью пишущей руки, долготой произносимых звуков и длительностью пауз — то есть, телом.

Стало быть, парадокс — надо тренировать тело! Ведь каждая ваша статья — это как поединок со злом. Осознайте это — и вы проникните в тайну времени!

Творческий ступор

Сажусь писать, и все мои мысли вдруг куда-то уходят, не могу связать и двух слов!

А вы надеялись, что будет иначе? Что вы будете безостановочно сплошным потоком гнать свой креатив? И никогда не ощущать недостатка идей? Однако, креатив и художественная критика — это разные вещи, дружок, совершенно разная ответственность. В первом случае вы, как говорится, не отвечаете за базар — всё, что вышло из-под пера, то прямым текстом и в блог — а во втором случае, вы должны ответить по всей строгости.

Ответить?.. Блин! А кому и что должен я отвечать?

Вот ведь вопрос! Наивный копирайтер снова думает, что он в писательском процессе как бы один на один со своим текстом. Только этот дурацкий текст почему-то не пишется! Все идеи, как назло, словно куда-то канули! Оглянись, дружок: кто это сейчас стоит за твоей спиной?

Опять хотите меня пугать своим дурацким драконом?

Хуже! За твоей спиной — сам художник. И все, что ты творишь в своей статье, это ты творишь в присутствии художника. Твой ступор — совершенно естественная вещь, потому что как только в комнату вошел Леонардо, у тебя естественным образом прекратился поток слов. Ну, продолжай, я слушаю, — говорит он, — мне интересно. А у тебя перехватило дух, и ты перед его высотой потерял не только дар речи, но и дар мысли. Мыслить в присутствии великих — это не так просто.

Только материалист воображает себе, что художник никогда не узнает тех вещей, которые он высказывает в своей статье о его картине. Узнает, и в ту же ночь! Каждая твоя статья — это встреча с художником на духовном плане, это твой ответ перед ним — только происходит эта встреча ночью, когда ты спишь, и ты ничего не помнишь о ней, но ее значение огромно.

Таким образом, когда мы пишем статьи о картинах великих художников, то становимся их духовными учениками, и наш творческий ступор это одно из проявлений такого духовного ученичества. Просто всё дается постепенно, а не сразу по нашему желанию.

Учитесь писать статьи в присутствии духа!

Ступор не надо пытаться преодолевать. Он пройдет сам, когда дух художника подведет тебя к тем вещам, которые тебе предстоит узнать.

Духовный коллапс

Если творческий ступор это признак того, что ты учишься и развиваешься, то духовный коллапс это признак того, что ты перестал учиться и деградируешь. Как такое могло случиться? Ты по-прежнему смотришь картины и коллекционируешь их у себя на стене, но проходит месяц, а ты не написал ни одной статьи! Не получил ни одного откровения! Ты даже не заметил, как это произошло.

Это очень тяжелое испытание, сочувствую. Дракон буквально вцепился в твою плоть, и больше никогда не отпустит. Духовный коллапс — это страшный бич всех творческих людей, в том числе, писателей и художественных критиков.

В нашем случае, когда мы говорим о причинах, почему не пишется статья, духовный коллапс означает, что Айвазовский и Пикассо не хотят тебя духовно видеть, ты им больше не интересен, они перестали тебя уважать. Также и живые художники духовно игнорируют тебя, хотя на физическом плане ты все еще встречаншься с ними, как раньше.

Что произошло? Вероятно, с твоей стороны было какое-то предательство, измена. Ты стал слишком много пить, расслабляться, предаваться пустым развлечениям и мыслям, слишком много стал врать, думать о деньгах, пустословить, ты перестал любить, отдавать, молиться, то есть, перестал искренне интересоваться другими людьми, искусством, жизнью и слишком ушел в заботу о себе единственном и своем здоровье. Душа, которая раньше была большой, вдруг раз — и сколлапсировала! Дух художника воспринимает это как измену: ты, сам того не замечая, встал на сторону врага.

Нет, нет! — скажете вы. — Это не мой случай. У меня просто затяжной творческий ступор, мне просто не хватает на творчество времени, конечно, отчасти и духовная лень, но только не это!

Никто, никогда не признается, что он находится в духовном коллапсе. Духовная лень, нехватка времени или не та картина — не вопрос — в том числе и эти другие причины. Ибо когда тебя схватила за горло седьмая голова Дракона, то вцепляются и остальные. Однако, главная причина, почему ты перестал творить, это, конечно, духовный коллапс, духовная деградация личности. Человек перестает жить духовной жизнью, он больше не получает откровений от творчества, а затем следуют наркотики, застой в отношениях, одиночество, бедность, деменция, смерть.

Почитайте биографии великих художников, и вы увидите, что их жизнь в зрелом возрасте суть постоянные попытки вырваться из духовного коллапса. Почему, например, Поль Гоген не написал ни одной статьи о картинах Ван Гога? Плохо их видел? Не умел писать статьи? Нет, просто великий светлый дух Ван Гога не допускал до себя этого падшего земного Поля Гогена, равно как великий светлый дух Поля Гогена не допускал до себя какого-то падшего Ван Гога. По сути, они не встречаются на духовном плане, и это беда художников того времени.

Седьмая причина остается главной и еще больше обостряется в наше время, объясняя уход от творчества (читай: духовную смерть) огромного количества людей. Ах! Не получается написать статью о картине! — За этим стоит духовный коллапс, человек начал деградировать, не успев даже подняться до своей вершины. Цель данной статьи — чтобы вы проверили себя и признали, что с львиной долей вероятности стоите на пороге духовного коллапса. Сделайте это, пока коллапс не зашел слишком далеко. Потом будет поздно. Если вы прочли такую длинную статью до конца, то поймите: надо бороться.

Как противостоять духовному коллапсу?

Вот главный вопрос современности. Это уже не духовная лень отдельно взятого человека! Что же ты, такой-сякой лентяй, не развиваешь свой прирожденный талант! Нет, ситуация в корне другая. Творческих людей сейчас истребляют, заставляя их поголовно всех деградировать. Через твое гнилое дно в лодку уже хлещет вода, и ты, дорогой друг, скоро потонешь!

Допустим, ты чуть-чуть деградировал, дал слабину — стал чуть меньше общаться с творческой средой (а это элементарно достигается нагнетанием мер по сдерживанию короно-вирусной инфекции) — и духовный мир перестает тебя принимать. А далее, теряя связь с духовным миром, ты еще глубже опускаешься: начинаешь принимать наркотики, зарываешься в интернет, перестаешь творчески работать — и духовные существа перестают уделять тебе внимание. Коллапс происходит в наше время стремительно!

Остаться без связи с духовным миром — это прямая дорога в ад. Не поможет тут ни вера в Бога, ни молитвы о спасении души! Почему? Да потому что на словах мы все верим в Бога и молимся, чтобы Он нас грешных спас, но своими действиями всё больше отдаляемся от Него, летим прямехонько в бездну. И ангелы, увы, не полетят вслед за нами, чтобы спасти деградирующего!

Надо совершенно четко понимать, что это ты сам падаешь. Когда ты говоришь: Ситуация в стране сейчас крайне тяжелая, мир под угрозой уничтожения — ну, какое мне дело до Левитана и Кандинского? Зачем мне писать статьи о картинах каких-то художников? — то таким образом ты падаешь, ты сам поддаешься духовному коллапсу.

И седьмая голова Дракона уже орет: Тебе плохо от всего этого, писатель! А Левитанам и Кандинским, им было хорошо, они в отличие от тебя не видели, как гибнет мир! Иди и заглуши свою боль!

  • ПЕРВОЕ: надо стараться писать, несмотря ни на что. Поднимать Левитана, поднимать Кандинского, поднимать Ренуара и Мунка, поднимать всех: и современных художников и художников прошлого. Надо усиленно духовно работать — только так мы спасем мир от надвигающейся катастрофы.
  • ВТОРОЕ: надо самим больше творить, но не так творить, как это делали раньше художники — ибо заниматься на досуге чем-то творческим больше уже не работает — а творить жизнь, как описано в моей книге «Занимайся творчеством и богатей», поставив перед собой истинную цель творческого человека. И тогда духовный мир не даст нам упасть.
  • ТРЕТЬЕ: объединяйтесь. Наше творчество не есть наше сугубо личное дело. Помогайте друг другу!

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *