Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"

Iosif Derecichei "The Soul of the Forest", Oil on Canvas, 40" x 60"

Iosif Derecichei "The Soul of the Forest", Oil on Canvas, 40" x 60"

Внутреннюю религиозность души не следует путать  с вовлечённостью человека в  религиозный культ. Конфессиональная принадлежность, идеология, вера, церковь — все это не имеет значения, если понимать религиозность как некую способность души — способность сближаться в духовном мире с другими душами и существами. Талант образовывать такие духовные связи не имеет ничего общего с религиозным фанатизмом, аутизмом, склонностью к мистике или фантастике.

Религиозность и культ

Источник религиозности не в самом культе. Но правда то, что религиозные ритуалы и культы весьма помогают человеку почувствовать свою связь с духовным миром, проникнуть к этому источнику. В религиозном воспитании культовое действие играет чрезвычайно важную роль. Погружаясь в культ, ты как бы поднимаешься в духовные сферы, куда твоя душа не нашла бы пути самостоятельно. Чтение книг, наблюдения природы, философствования, собрания и диспуты — всё это далеко от проникновения к источнику религиозности — в отличие, от церковного богослужения — это как камни вместо хлеба. Напитать душу благоговением, приоткрыть ей хотя бы на миг завесу божественного мира — в этом незаменимая роль религиозного культа.

Душа изначально религиозна, и источник этой религиозности находится в ней самой, она жаждет единения с Богом, с духовным миром независимо от своего исповедания. Культовое действие способно лишь удовлетворить эту жажду, найти ту нужную форму молитвы, вжиться в образ, почувствовать себя в созвучии с высшим миром.

Религиозность — это потребность души в ее поиске связей с духовным миром, и странно думать, что культ в этом способен повредить человеку. Вред или зло от культовой религиозности может произойти только в двух случаях:

  1. Люди так боятся своей связи с духовным миром, что столкнувшись с культом, ищут защиту от нее в собственных представлениях — как это должно быть по их убеждению. Поднимая свои возражения, они настраивают себя против культового действия и всего его содержания. Вместо того, чтобы преодолеть предубеждения, они еще больше закрываются ими от духовного мира.
  2. Испытав однажды через культ одну связь, люди затем рвут другие социальные связи, запрещают себе и другим те или иные способы поведения. По ошибке мы принимаем эти моральные и другие запреты за религиозность, хотя, скорее, так проявляется сопротивление Люцифера и Аримана раскрытию истинного «Я» человека на физическом плане.

Слыша критику культа со стороны первых и видя антисоциальное поведение вторых, мы строим затем вывод, что культ, мол, делает человека религиозным. Отсюда наше негативное отношение к религиозности, как к пагубному последствию культа: если человек религиозен, то он, дескать, под влиянием секты. Но это не так! Религиозность души не является следствием культовых манипуляций, это ее прирожденное свойство, оно подобно стремлению человека к свободе, которое невозможно искусственным образом развить, но можно только дать ему эту свободу, либо отнять ее у него.

Человек не религиозен до тех пор, пока не испытал духовной свободы, не приблизился тем или иным способом к порогу духовного мира. И всё, что он пока делает, это всего лишь ложная религиозность, навеянная культом или чтением книг. А как на самом деле происходит приближение к духовному миру? Что нужно в себе развивать, чтобы осознанно подходить к порогу? Чем отличается религиозный человек? Сейчас мы попробуем установить основные признаки истинной религиозности.

Расширенное сознание

Зрение, как у орла, развернуто на 270 градусов вперед и в стороны, вверх и вниз. 

Религиозный человек интересуется всеми существами, как на земле, так и на Небесах: «А как ты? А ты как? А ты, Господи, как?» Он думает о Боге, он молится за Бога, он старается помочь Богу в осуществлении Его целей. И когда человек в церкви, то он молится вместе с батюшкой, он присоединяется во время литургии к молитве, совершаемой священником, что из сотен молящихся делают лишь единицы. И точно так же он прислушивается к тому, что происходит в душе каждого, кто вовлечен вместе с ним в религиозный процесс.

Сознание религиозного человека расширяется за порог смерти. Он примиряет свою жизнь здесь на земле, с тем что его ждет там. Эту способность можно назвать смирением. Путь в духовный мир лежит через истинное смирение.

В школьной литературе нам показывают яркий пример религиозности — Сонечка Мармеладова, которая смиренно пошла на каторгу за Родионом Раскольниковым. Этакая пташка божья, работящая пчелка, весеннее солнышко: всем радуется, обо всех заботится, каждого навестит, каждого утешит, согреет своим теплом. Не является ли эта сердечная активность следствием расширенного до пределов Вселенной сознания? По сути, такой человек видит сквозь стены (точнее, сквозь черепные коробки), и он точно знает, где нужна сейчас его помощь.

Осознанное восприятие явления

В отличие от обычного человека, интересующегося вещами и явлениями этого мира лишь по мере необходимости — но несмотря на это считающего себя религиозным — истинный религиозный человек интересуется ими всегда. Всё попадающее в поле его зрения становится предметом наблюдения и мыслительного исследования. Даже если это простая никому не нужная вещь — камушек на дороге или почка на дереве!

Он тронут ее устройством, красотой, цветом, светом, божественным происхождением. Он восторгается ею, благоговеет перед ней, восхищается до глубины души. И при этом у него к ней куча вопросов: как такое возможно? откуда у тебя то или это? что ты мне хочешь сказать? в чем твой основной закон? Он ищет, что можно поставить рядом с ней, ищет, как Гете, ее первофеномен.

Гетеанизм — это путь к истинной религиозности.

Благоговение перед миром — вот источник! Причем здесь культ? Благоговение — это как способ заглянуть в духовный мир. Причем здесь конфессиональная принадлежность, все эти споры и религиозные разграничения? Какая разница, с какой верой, православной или католической, я подхожу к распускающейся почке? Главное — принять ее в сознание, в душу, помыслить о ней, соединить ее в духе с остальным мирозданием. Вот что значит истинная религиозность!

Не является ли тогда всё царство растений, животных и минералов на земле одним общим большим Храмом, в котором совершается для нас великий всеобъемлющий Культ, чтобы мы приходили к истинной религиозности? Чтобы не проходили мимо, как равнодушные ко всему несъедобному потребители!

Можно увидеть в этой связи, что все дети изначально религиозны. Не потому ли они, подобрав на дороге какой-то предмет, торопятся нам его показать: Посмотрите, что я нашел! Листочек с белой каемочкой! Папа, мама, что это за дерево! — И главное: с каким восторгом они это делают — будто клад нашли. Это ли не религиозность?

Потом эта детская религиозность проходит, и дети становятся такими же слепыми и глухими потребителями. Не слышат больше пения птиц, не слушают тишину. Вы не задавались вопросом, почему?

Два направления религиозности

Вот в чем тайна религиозности! Оказывается, у нее есть два направления, или два окна, через которые мы можем смотреть в недоступные для наших чувств миры: мир после смерти и мир до рождения. Возможно, это один и тот же мир, однако чаще мы думаем о первом, он нас больше волнует: что с нами произойдет за порогом смерти? И все религии преимущественно говорят о бессмертии души, то есть, о продолжении человеческой жизни в загробном мире.

Мало кто говорит о нерожденности, то есть, о продолжении жизни души в обратном направлении времени, в мир до рождения. Почему так важно о нем говорить?

Потому что мы пришли из этого мира ангелов. Пришли, чтобы сделать что-то здесь на земле, для социального творчества. И оттуда, из мира до рождения, происходит наше истинное богатство, которое способно сделать нас миллионерами и миллиардерами. А мы беспечно забываем о нем, устраиваемся на работу по принципу, где больше заплатят, забывая, что как нерожденные души, мы жили когда-то с сильным волевым импульсом построить здесь на земле свой собственный Храм.

Значит, что такое истинная религиозность?

Может быть, это моя забота о том, куда я попаду после смерти? Или страх перед тем, что мне будет за мои грехи и невыполненные планы?

Нет, истинная религиозность — это та уверенность, с которой мы выполняем на земле стоящие перед нами задачи. Это сознание, что мы пришли сюда не устраиваться, не отдыхать, не терять время, а работать и реализовывать вместе с другими душами свои великие планы, которые мы не свободны отложить или переиграть, потому что мы уже здесь.

Значит, истинная религиозность в том, чтобы искать свое предназначение?

Опять нет! Не искать, а создавать! Религиозность проявляется в том, что, уповая на волю Творца, мы отдаем здесь на земле свои долги и помогаем другим решать их жизненные задачи, пока Он не выведет нас на нашу собственную.

В этой связи можно вспомнить про Сергия Радонежского, который в XIV веке так много сделал для русского возрождения. Под его руководством еще при жизни святого было построено около 40 монастырей. Однако истинной его задачей, о которой он радел с самого детства — как я показываю в статье о жизни Сергия Радонежского — была мечта освободить русскую землю от ордынского господства. Лишь в самом конце жизни он подошел к ней и подготовил Куликовскую битву (1380 г.), в которой русское войско под командованием московского князя Дмитрия одержало победу наз превосходящим войском хана Мамая. Эта победа — полностью заслуга Сергия, так как он сам последовательно инициировал битву. А всю предыдущую жизнь он решал другие задачи: строил в лесу Троицкую обитель, воспитывал монахов в духе общинножительства, организовал их на строительство храмов и монастырей — чтобы они трудились и творили, а не только просили милостыню у своих господ. Всё это однако являлось задачей других людей, которые в то страшное время не смогли взять на себя такой труд. Какое ж надо иметь доверие к духовному миру, чтобы всю жизнь самоотверженно трудиться на чужие задачи, зная, что в самом конце ее он даст тебе время для завершения твоей собственной!

Та уверенность, с которой человек работает на другого, как на самого себя, собственно, и есть истинная религиозность. Ибо ты уповаешь тогда на божественную справедливость, заключающуюся в том, что отдавая время и силы другому, кто старше и мудрее тебя и, может быть, уже перешел порог смерти, ты однажды приблизишься к осознанию своей жизненной задачи.

А как ведет себя нерелигиозный человек? Он начинает всячески экономить себя и говорит: Ах, мне это слишком тяжело! Это не мое! У меня есть свой собственный проект! — И улетает в поиски смысла жизни. У него нет никакого доверия к божественному мироустройству, он ведет себя крайне антисоциально.

Дети еще чувствуют свою жизненную задачу, однако к семи-девяти годам они о ней постепенно забывают. Стрелка нашей детской религиозности была направлена в дорождение, и до трех лет мы были ангелами во плоти. А в старости она меняет направление на послесмертие, чему, конечно, способствует наше религиозное мировоззрение.

Важно, чтобы до некоторой степени эти два направления были уравновешены, чтобы стрелка не слишком спешила и не слишком отставала. Если она будет спешить — если еще в молодом возрасте человек будет слишком переключаться на посмертную жизнь — то религиозность превращается в религиозный фанатизм (чего все так боятся). Ради жизни в том мире, человек готов уничтожать этот.

Если же стрелка будет отставать — то есть, человек, как младенец, будет сознательно оставаться в мире до рождения, мусолить свое предназначение, но ничего не делать для этого мира — то религиозность превращается в аутизм. Вот вам, пожалуйста, ложная религиозность во всей красе! Человек ушел в медитацию, улетел и живет в своем отдельном духовном облаке, и такое отчуждение от мира — это тоже его уничтожение.

Как удержаться между обоими крайностями?

Любовь

Есть такой механизм, позволяющий балансировать между крайними формами религиозности и плавно переходить от первой ко второй. По сути, любовь — это духовная близость, между душами (между парой людей, потому что любить всех разом одновременно — это только слова). В обычном состоянии мы разделены нашими телами, и душа другого для нас потемки. Особенно, если эти двое мужчина и женщина, потому что им чрезвычайно трудно понять, как чувствует себя душа, живущая в иначе устроенном теле, что она переживает в момент их, скажем, физического сближения.

Но существует особое состояние, тоже своего рода расширение сознания. Вследствие чего оно расширяется? Бог так хитро устроил нас, что моя тайна находится в другом человеке. Чтобы ее добыть мне нужно с ним духовно соединиться. И когда такое соединение происходит? После смерти? Или до рождения?

Нет, это близкое соединение душ происходит ночью, в состоянии глубокого сна.

Когда мы в состоянии любви, то послеполуночный мир для нас тоже становится реальностью. Мы засыпаем, чтобы встретиться там с ним или с ней, и наши тела больше не являются для нас помехой, чтобы слиться воедино в неком исцеляющем духовном процессе. Слабое воспоминание об этом процессе сохраняется потом в течении дня. Однако, даже слабое воспоминание о нем сносит влюбленным головы.

Стало быть, у религиозности есть даже три направления. Третье направление — это любовь. Получается, мы отгораживаемся от духовного мира тремя непроницаемыми стенами: рождением, смертью и ночью. Таким образом, через любовь мы прорываемся ночью в духовный мир, и этот прорыв на человеческом языке называется счастьем. Мы не потому испытываем счастье, что встретили хорошего человека, а потому что с этим человеком у нас совершается каждую ночь прорыв в духе.

Конечно, за духовной близостью, как правило, наступает и физическая близость. Но не наоборот — это важно помнить молодым! Любовь — это духовное действие, и интимные отношения это следствие духовной близости пар в другом мире. Соответственно, мы так стараемся себя друг с другом вести, чтобы эта духовная близость не прекращалась.

Нам нравится его или ее запах, мы чувствуем друг друга на расстоянии, мы читаем мысли друг друга и, конечно же, вместе в обнимку спим. Но самое важное это то, что мы духовно наполняемся друг другом, дарим друг другу субстанцию жизни, энергию и вечную молодость. И понятно, что Люцифер с Ариманом всеми силами стараются нас разлучить. Однако ни тысячи миль расстояния, ни годы разлуки, ни даже смерть не могут разорвать эту связь, если в основе ее лежит духовная близость.

Значит, истинная религиозность это любовь?

Да, любовь это высшее проявление религиозности. Только религиозный человек умеет по-настоящему любить и поддерживать любовь. И знаете, что мы больше всего ценим в любимом человеке? Что нас так притягивает к нему? — Конечно же, его религиозность!

Можно ли полюбить нерелигиозного человека?

Возможно, да, если ты сам такой же нерелигиозный. Вопрос только: можно ли это назвать любовью? Хитрость Бога, однако, состоит в том, что Он как бы накрывает нас своим покрывалом любви, между нами тогда начинают происходить удивительные вещи, и мы начинаем пробуждаться и понимать, что вопреки своим материалистическим убеждениям стали вдруг религиозными — друг по отношению к другу.

Итак, причем здесь культ? Какая разница, как любят мусульмане или христиане? Теперь женщина — религия мужчины, а мужчина — религия женщины. Истинная религиозность воспитывается через то, что люди влюбились.

Однако первая влюбленность скоро проходит, Бог снимает с них свое покрывало, и если наши влюбленные за это подаренное им время ничему не научились, то все пройдет — как поется в той песне: и печаль, и радость. В отношениях наступает глухой беспробудный и бездеятельный сон, пока Бог в очередной раз не разбудит их, но уже в парах с другими партнерами.

Почти все человечество находится в этом беспробудном сне. Даже любовью их не соблазнить! Неужто у Бога есть в запасе еще что-то более сильное, чем любовь?

Неупотребление наркотиков и алкоголя

Это еще один признак религиозности. Истинно религиозный человек не употребляет наркотиков и не пьет. Потому что зачем ему пить? Люди пьют из-за своей тоски по духовному миру, поскольку они не наполняются: ни через мысли о бессмертии, ни через волю построить здесь на земле что-то великое, ни через чувства по отношению к любимому человеку.

Пьют, конечно, в основном мужчины, потому что женщины по природе своей более религиозны и менее требовательны к наполняемости. В их организации меньше, что ли, пустого объема, и они легче переносят свою духовную ненаполненность. Физически же здоровый мужчина не выносит этой духовной пустоты. Его тело требует постоянной духовной подпитки, а ее-то и нет! Потому что ни по первому, ни по второму, ни по третьему каналу религиозности к нему ничего не течет. Как себя наполнить духом?..

И тогда употребление наркотиков становится необходимостью. Почему?

Нужно совершенно четко это понимать: мы пьем не по какой иной причине, но потому что недостаточно религиозны. Вектор религиозности, ведь, имеет не только направление, но и величину. Значит, слабенькая у нас религиозность. Или, выражаясь более определенно, мы пьем вследствие своей

  1. духовной слабости (недоразвитость воли)
  2. интеллектуальной тупости (негибкость и пассивность мышления)
  3. и душевной черствости (равнодушие, эгоизм, нечувствительность к другому)

Предположим, человеку осталось жить всего пару лет. И если он еще пьет, то это говорит о тупости мышления, которое неспособно разобраться в прожитой жизни и понять, что было к чему, подытожить ее и подготовить себя к переходу через порог смерти.

Если мужчина пьет в середине жизни, то это скорей всего из-за женщины, которую ему вследствие эгоистичности чувств не удалось раскрыть.

Если молодой человек, подросток употребляет наркотики, то это из-за слабости воли. Вместо того чтобы заняться воспитанием воли и научиться самостоятельно жить, повзрослеть, овладеть мастерством, мудростью, укрепить свое «Я», дав ему возможность работать и проявиться, он ищет легких путей почувствовать себя взрослым, достигнув всего и сразу через алкоголь, через уход от себя.

Во всех трех случаях человек как бы увиливает от работы, облегчает себе жизнь. Однако сильный организм  требует нагрузок и тяжести (без работы кони дохнут), и эту недостающую ему тяжесть дают алкоголь и наркотики. Сколько лет он может так продержаться? Сколько нужно нагружать себя разнообразной наркотой, чтобы окончательно превратиться в духовного мертвеца? И сколько этому духовному мертвецу придется таскать потом свое бесполезное тело, пока на помощь не придет болезнь и физическая смерть?

А надо было всего лишь быть более религиозным! Будь то первым, вторым или третьим способом!

Человек оправдывается тем, что не может не пить, потому что жизнь, мол, такая несостоявшаяся, потому что алкоголь необходим для его организма, потому что иначе ему не установить связь с духовным миром. Но наполнение происходит не духом, а алкоголем! И никакая связь не устанавливается, происходит только разрушение связи человека с его истинным «Я». И неправда, что организм зависимого не может обходиться без алкоголя. Прекрасно обходится! Если уж на то пошло, то научитесь принимать алкоголь как лекарство, в гомеопатически малых дозах, но только будьте честными перед собой, не превращайте выпивку в ритуал «поднятия духа».

Самое лучшее лекарство от наркозависимости это религиозность. Потому что зачем тебе пить, если ты умеешь наполняться духом (быть без вина пьяным)?

Социальное творчество

Есть еще один механизм религиозности — через творчество. Истинно религиозный человек, он всегда творческий. А люди этого не знают и строят разнообразные домыслы, будто религиозность наносит вред обществу. Если все бросят пить, то как же государство будет пополнять свой бюджет? Проводятся научные исследования, доказывающие, что экономика в религиозных странах даже отстает от так называемых нерелигиозных стран. Хотя по идее, должно быть наоборот.

Почему, — говорят они, — экономически процветают страны, где религиозность населения находится на более низком уровне? Следовательно, — делают вывод, — чем ниже религиозность, тем это лучше для современного общества!

Но здесь кроется недоразумение! Учитывается только одна составляющая, культовая, и только один церковный канал религиозности, который задействован, как мы сказали, через окно бессмертия. Не учитывается, что есть еще окно в мир до рождения. Есть то, что воспитывается в человеке через наблюдения природных явлений, через гетеанизм. В современных европейских школах детей как-никак воспитывают через благоговение перед явлениями природы, а иначе непонятно, как эта совсем «нерелигиозная» Германия или Швейцария достигла вдруг такого процветания!

Не учитывается также канал любви. Не учитывается еще и канал творчества, потому что творчество это тоже разновидность религии, это в чистом виде связь с Творцом, преодоление порога духовного мира через художественное мастерство. В религиозных, но экономически отсталых странах, конечно, нет такого благоговейного отношения к женщине, и нет такого благоговейного отношения к искусству, как в развитых странах. Поэтому и такая бедность.

И если мы вообще заговорили о религиозности, то надо сказать и о творчестве. Это уже четвертая по счету вещь, которой Бог соблазняет нас, чтобы мы дерзнули прыгнуть за порог духовного мира. Значит, не три стороны треугольника запирают нас в нашем материальном мире, а четыре. И через каждую из этих четырех стен мы учимся заглядывать в духовный мир и наполняться увиденным.

4 вида религиозности

Получился такой прямоугольный коридорСзади у нас стена рождения с окном в духовный мир, где мы находились до нашего рождения на земле. Впереди — стена смерти с окном в бессмертие.  Слева от нас по ходу движения стена любви с окнами, проделанными нами к душам людей, с которыми у нас есть духовная связь.

А справа — стена творчества, самая крепкая и непробиваемая. Однако даже в ней мы умудряемся проделывать дыры. Чем 9-ая симфония Бетховена не окно в духовный мир?

Каждое произведение искусства, которое мы сотворили — это окно, как для нас самих, так и для других людей. Каждый Храм, который мы при жизни построили — это как ворота в божественный мир. Чем больше таких окон и ворот, тем богаче мы сами и богаче в экономическом смысле наша страна. Это тема моей книги «Занимайся творчеством и богатей».

Да, если мы относимся к творчеству как к религии, то однозначно богатеем. Если правильно заниматься творчеством, то наша речь, наше видение, наши действия становятся такими творящими, что мы просто не можем не богатеть. Мы становимся целителями земли. Мы превращаемся в спасителей человечества, как Иисус Христос.

Однако, с творчеством всё не так просто. Порог смерти и порог рождения преодолеваются нами естественным образом, и мы можем ничего не делать, только с должным смирением и благоговением размышлять о том, что было, и том, что будет.

Чтобы перешагнуть через порог любви, уже надо много стараться. Далеко не у каждого это получается. Требуется полная осознанность, проработанность всех двенадцати чувств и внимательность к объекту любви, чтобы получать от любовных отношений божественную энергию. Тем не менее, у каждого имеется свой, может быть, короткий опыт переполняющего душу счастья, и мы знаем, что в принципе это достижимо.

Но что касается творчества, то здесь предстоит невероятно большая работа. Требуется огромная мотивация и тщательно продуманная на протяжении лет — чего практически не хватает ни одному художнику — чтобы добиться отчетливых результатов. Но зато какие это результаты! Это чувство, что ты ты действительно свободный человек — полное соединение духовного с материальным — а не зажат в четырех стенах своего железобетонного прямоугольника! Это религиозность в действии!

Жизнь на тонущем корабле

Подобно тому как у первой пары направлений есть крайности: можно скатиться в крайность аутизма и в крайность религиозного фанатизма, так у второй пары направлений — любви и творчества — тоже есть свои крайности.

Если слабое «Я» не способно укротить астральное тело, то любовь переходит в необузданный секс. Секс без духовной близости — это грех, это всегда насилие над одним из партнеров, и канал духовной подпитки при этом, конечно, закрывается. Вместо того, чтобы друг друга взаимно обогащать, партнеры энергетически опустошают друг друга. Вдобавок — весь спектр семейных неприятностей. Однако, множество пар бросаются в эту крайность, и получают затем полный набор психологических проблем.

А что ждет человека, если он с совершенно чистыми намерениями бросается в творчество?

Здесь его тоже подстерегает опасность. Он уходит в творчество ради творчества, в искусство для развлечения, в творческую деятельность ради денег и славы. Это как в казино: может быть, выиграю, а может быть, проиграю.

В своей книге я называю это антисоциальным творчеством — без чего мы, живущие на земле, могли бы спокойно обойтись: без «Гарри Поттера», например, без «Черного квадрата» и т.д. Однако художнику это не объяснить! Написав очередной «Черный квадрат», он опять идет в свое «казино», и так далее, до тех пор, пока полностью не проиграет данный ему от Бога талант. Рано или поздно он обязательно проиграется, так как хозяева заведения, которые его инспирируют, как вы думаете, кто? — Конечно, Люцифер и Ариман.

Причем хозяева нынче так четко работают, что в эту крайность антисоциального творчества окунаются практически все. И я спрашиваю: где вы, талантливые художники, готовые идти путем социального творчества и богатеть?

Нет таких! Хотя путь открыт, никто не отваживается на него ступить. Почему? — Наверное, им хорошо в своем кубике, в четырех стенах современного компьютерного быта. Достаточно комфортно, уютно: не пыльная работа, нормированный рабочий день, машина, телефон, интернет — что еще надо? Зачем биться головой в стену? И они думают:

Подумаешь, какие-то четыре стены отгораживают меня от большого духовного мира! Ну, зачем мне на них карабкаться? пробивать в них какие-то дыры? Я же не в тюрьме! Можно и без религиозности жить, как все нормальные люди живут. Моя религия — это отдых, здоровье, безопасность, комфорт. Ходить по гипермаркету, купаться в бассейне, практиковать духовные практики, изучать психологию в онлайн-школе, церковь посещать, наконец. Дети подрастут, и куда-нибудь их пристроить, чтобы они тоже занимались творчеством и получали достойную зарплату.

Позвольте, мне в этой связи одно сравнение. Не будет вам, господа, ни творчества, ни зарплаты! Ибо то, что вы здесь себе нарисовали, есть пятая крайность — тотальное духовное обнищание. Головастые люди, конечно, сразу сообразили, как им устроиться внутри прижизненного четырехугольника и ни хрена с душою не делать. Да, их много. Да, они умные. Да, они считают, что ничего страшного их душе не грозит. Если вообще она существует!

Но хитрый Бог опять всё предусмотрел! Он сделал так, что в эту пятую крайность попадут именно те, кто комфортнее всего устроился на тонущем корабле. Хитрость состоит в том, что стремящиеся к комфорту люди не должны заметить брошенный Богом спасательный круг.

Раз спасательного круга нет, то зачем нам дергаться? Когда корабль потонет, то всё равно все погибнут, как нерелигиозные, так и религиозные. А потонет он обязательно, так как одна дыра в прямоугольнике по определению не закрыта. Ну, и пусть себе тонет! Это будет не скоро, и мы с этим ничего поделать не можем! Так скажут они, потому что не видят спасательного круга.

Значит, что такое истинная религиозность? Это наш спасательный круг, это как дар от Бога, как главный Талант души, как ее способность хвататься за присутствие духовного в своей жизни и уповать на его целительное действие — не ждать, когда «корабль» потонет. Мы воспринимаем этот божий дар как религиозность, как стремление тем или иным путем проникнуть в духовный мир здесь и сейчас, вырваться из ограничивающих человеческую жизнь сиеминутных рамок. И этих путей может быть четыре:

  1. через смирение со своей судьбой;
  2. через благоговение перед божественным мироустройством;
  3. через любовь человека к человеку;
  4. через социальное творчество.

Все эти пути даны современному человеку от Бога как спасительный дар. И Он отбирает себе тех людей, которые это оценили и сумели ими воспользоваться, смогли сделать религиозность основным стержнем своей жизни.

*    *    *

P.S. Религиозность в этом смысле кажется мне правильным словом. Истинная религиозность вместо «духовность», «духовное развитие», «духовный путь», «духовная индивидуальность» и т.п. Потому что всё это затасканные слова. Что вы предлагаете развивать? Куда идти? Кому нужна ваша духовность? Ведь каждый второй считает себя высоко духовным индивидом! А вот религиозность это то, чего почти ни у кого нет, что ни за какие деньги не купишь.

© Михаил Андреев,

2 мая 2021 года, Пасха. Христос воскрес!

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *