Среди всех морских пейзажей можно выделить особенный жанр: пейзаж с лодкой на берегу. Почему современные художники так часто обращаются к этой теме? Почему у них лодка (катер, яхта) не ходит по морю, выполняя свою мореходную функцию, а стоит привязанной к пристани? Где на картине сами мореплаватели? Почему их нет? Попробуем разобраться в этой привязанности живописцев к пустым лодкам на примере работы сербского художника Стояна Миланова.
В чем смысл морского пейзажа?
Для начала, прошу вас, посмотрите галерею Стояна Миланова, где вы увидите, что морских пейзажей у художника гораздо больше, чем прочих. У Айвазовского, например, почти каждая картина это пейзаж с морем. Если однажды художник обратился к морской теме, то он уже ее не оставляет, потому что это тема духовного просветления. Вместо озера может быть озеро, река или гавань — это не суть важно — но важно то, что море для художника это особый мир, который магнетически притягивает его воображение.
Может быть, своим цветом?
А может быть, динамикой береговой линии?
Линия берега знаменует границу между двумя мирами: обычным пространственно-временным миром, где мы живем от пробуждения до засыпания (суша), и миром творческих образов (ночь). Художник живет сознательно ночью и днем в обоих мирах, обычный же человек находится в том творческом мире лишь бессознательно, он, как сказал Экхарт Толле в книге «Сила настоящего момента», просыпает момент «сейчас».
Стало быть, морской пейзаж — это манифестация того, что духовный (эфирный или творческий) мир на самом деле совсем рядом, причем, занимает значительную часть твоей внутренней картины, и этим манит тебя. Но сознательно ты туда не уходишь, а живешь большей частью в своем рассудке и бесконечных мыслях о прошлом и будущем, не рискуя отправиться в «морское путешествие» по настоящему.
Что значит лодка?
Лодка — это средство передвижения в мире, который открывается для нашего сознания в моменте сейчас. Только органов восприятия для этого недостаточно, потому что мы видим краски, слышим звуки, чувствуем тепло и холод воды, но надо ведь еще удерживать эти ощущения в сознании «Я». Но мы ошибочно считаем, что это всего лишь внешнее ощущение, а значит, не мое. А за свое — и тоже ошибочно — мы принимаем боль, страх, несчастье и т.п., то есть, свою жизненную ситуацию.
Значит, лодка — это тренированное «я-сознание», которое способно связать воедино наши разрозненные переживания в единую картину жизни, отделяя ее от жизненной ситуации (или береговой линии). Ум должен быть достаточно натренированным и гибким, чтобы присутствовать в настоящем моменте, принимать его, а не уходить из него, говоря «это не мое». «Лодка» впервые делает возможным для человеческого сознания исследовательское путешествие по морю жизни. Тогда как купальщица — это наивная или детская душа, окунающаяся в жизнь только ради приятных ощущений.
Что значит пустая лодка на берегу?
Это значит, что человек не присутствует. Его изощренный ум, который в то же время делает возможным путешествие человека по морю настоящего, крепко пристал к берегу, то есть, к прошлому или будущему (часто на картинах появляются два берега), и человек ушёл туда в своих мыслях. Он больше не присутствует, не живет, потому что жить можно только в настоящем.
Художник (опытный мореход) видит эту картину отсутствия человека в моменте «сейчас», когда встречает других людей. В отличие от художника все они витают в мыслях, не связывают свое бытие с настоящим моментом. Хотя могли бы! Вот откуда берутся такие пейзажи.
Данную картину полезно повесить у себя над письменным столом, как напоминание себе, что ты не присутствуешь! Ты далек от просветления!
Спасибо художнику Стояну Миланову за прекрасный морской пейзаж и ценное напоминание!
Добавить комментарий