Легко писать о том, что является самым большим препятствием на пути к просветлению. Почему? Потому что наш ум обычно в изобилии генерирует такие препятствия. Согласно Экхарту Толле автору книги «Сила настоящего», человеческий ум сам является препятствием, поскольку мы забываем наблюдать за процессом мышления. В своих дальнейших записях мы будем освещать наиболее важные моменты из названной книги. Сейчас мы поговорим о первом из них.
Нищий на обочине дороги
Итак, притча! Сидит, значит, нищий на обочине дороги и просит: «Подайте мне что-нибудь!» Человек проходит мимо и говорит
- Увы! Я оставил свой кошелек дома, я не могу тебе ничего подать. А что лежит в ящике, на котором ты сидишь?
Нищий отвечает:
- Гм, да там ничего нет. Я сижу на нем уже несколько лет.
Прохожий настаивает:
- Давай все-таки проверим. Может быть, там что-нибудь есть!
После нескольких минут препирательств они вскрывают ящик, и оказывается, что он наполнен золотом. И что важно: шли годы, но почему-то раньше тебе не приходила мысль, что ты сидишь на своем богатстве.
А в нашей жизни, не сидим ли мы на таком же наполненном золотом ящике, думая, что там ничего нет, и в своем заблуждении годами просим милостыню у прохожих?
В большинстве случаев это именно так и происходит. Причем, больше всех просят те, у кого ящик битком набит золотом: знаменитые актеры и актрисы, писатели, режиссеры. Несмотря на то, что у них вроде бы хватает на жизнь и даже сверх того, однако они выступают в роли нищих, у которых в кошельке и за душой якобы абсолютно ничего нет. Но так ли это на самом деле? Почему они не хотят вскрыть собственный «ящик», и вместо этого предпочитают принимать от людей щедрые пожертвования?
Те, кто не нашел свое истинное сокровище, ту лучезарную радость Бытия и глубокий, устойчивый, незыблемый покой, приходящий вместе с Ним, и есть нищие, даже если они владеют несметными материальными богатствами.
В связи с этим Экхарт Толле задает следующий вопрос:
Что такое Бог?
Мы в Нем нисколько не сомневаемся и представляем себе этакого мудрого седовласого старца, сидящего на троне. И что важно, это существо находится где-то там вне нас, а не внутри.
Ни слово Бог, ни слово Сущее и никакое другое слово не могут служить определением или объяснением невыразимой и не поддающейся описанию стоящей за этим словом реальности.
О том, что Божество есть и внутри нас, мало кто подозревает, когда размышляет о понятии «Бог»! Экхарт Толле приводит пример Рене Декарта, который сказал, что «Я мыслю, следовательно существую», и свято верил, что докопался до самой фундаментальной истины. Но по сути, это то же самое признание себя нищим. Не Бог существует во мне, а я существую. И конечно, Бог меня в чем-то обделил , — думает человек. Точно так же женщина мыслит себя нищей, когда просит у мужчины, чтобы он сделал ее счастливой, и мужчина является не в меньшей мере нищим, когда ждет, что его осчастливит женщина.
Ум, при его правильном использовании, является совершенным и непревзойденным инструментом. При неправильном же применении он становится чрезвычайно разрушительным. Выражаясь точней, это не то, что ты, возможно, как-то не так им пользуешься — обычно ты им вообще не пользуешься. Он пользуется тобой. Вот в чем заключается болезнь.
Словом, ум, или дух, или мышление является разрушителем связи между человеком и Богом. И тогда возникает вопрос: что надо делать, чтобы эта связь не разрывалась?
Прекратить думать?
Нет, это невозможно! Но тогда что надо делать со своим мышлением, чтобы перестать быть нищим на обочине дороги? Экхарт Толле говорит, что надо наблюдать за мыслителем в себе. То есть, ты больше не являешься мыслителем, не отождествляешь себя с процессом мышления, но наблюдаешь за ним как бы со стороны. И это дает тебе внутреннюю свободу!
В принципе, в этом нет ничего нового. О наблюдении за собственным мышлением говорил еще Рудольф Штейнер, делая акцент на том, что таким образом активизируется более высокий уровень сознания, поскольку ты как бы выходишь из чувственной реальности в духовный мир и осознаешь при этом и саму чувственную реальность и почему ты так думаешь.
Пробуждение начинается с того момента, когда ты осознаешь, что ты не есть только тот, за кого ты себя принимаешь. Ты не мыслитель, не руководитель, не творец и даже не тот, кто любит, но к тебе приходит понимание, что кто-то любит, мыслит, руководит и творит через тебя. А ты есть тот, кто за наблюдает за настоящим, и именно такая, объединяющая всё позиция рядом стояния и внимания за всем сущим дает тебе силу, уверенность и, в общем, счастье всей жизни.
Хорошая статья