Как возникла драма
Драма (от греческого слова действие) родилась как новый и третий жанр сценического искусства в 18-м веке в связи с приходом капитализма. Первый — трагедия (по-гречески козлиная песня — козел, в смысле, жертвенное животное) — и второй — комедия (веселая песня) — существовали еще с древности, их истоки надо искать в древнегреческих мистериях, и строились они по строгим канонам.
Шекспир, Расин, Корнель все больше отходили от канонов, тем не менее, их драмы оставались по духу или трагедиями, или комедиями. Авторы Нового времени искали середину, потому что промышленнику, реформатору, исследователю нужно было развивать инициативу, а любая инициатива традиционно подвергалась со сцены осуждению или осмеянию. Так, в трагедии допущенная героем пьесы ошибка всегда влекла за собой неизбежную расплату, очищение, призыв к совести, катарсис; в комедии же все твои фривольные действия высмеивались как следствия пороков: жадности, наивности, эгоизма, тщеславия и т.д... Как в таких условиях можно было действовать и не проигрывать в глазах общества?
Действие словом
Действующий всегда без совести, он не имеет совести созерцающего.
И.В. Гёте, сентенции в прозе. Его Фауст яркий пример человека бессовестного — однако, кто станет утверждать, что доктор Фауст злодей?
В драме человек противостоит другому человеку — диалог, либо противостоит внешнему миру — монолог. Драма максимально приближена к действительности, ее герои — это реальные люди, которые взаимодействуют между собой, как в жизни. В лирике человек стоит только против себя самого, в эпосе — только против слушателей. Рудольф Штайнер определяет следующим образом три настроения:
Благодаря тому что речь отодвинула чувство во внутреннее существо человека, возникает лирическое настроение речи. То, что осталось в речи подобно самой себе — это эпика. То, что выталкивает речь наружу, что в земном человеке прежде всего связано с внешним миром — это драматика.
Таким образом, драматика — это воздействие словом на чувства зрителей. Зритель является при этом непосредственным участником драмы, он должен пережить действие в режиме реального времени, пока это действие происходит на сцене. Причем, не вообще действие (что отличает сценическую драму от драмы в кино, которая насыщена прочими действиями и эффектами и которую мы неправильно привыкли называть драмой из-за ее остросюжетности), а действие словом, то есть, воздействие на чувства зрителя через звучащее слово, через чувство слуха, чувство речи и чувство мысли.
Главный принцип драмы — единство замысла, чувства и действия.
Как простой актер ты не в состоянии одновременно и мыслить, и чувствовать, и произносить речь так, чтобы она пробуждающе действовала на «я» другого человека, который просто пришел посмотреть представление. Поэтому в драме есть четыре категории участников: драматург, который создает гениальный замысел, режиссер, который учит, как этот замысел надо правильно понимать, актеры, которые играют свои разученные роли, и зрители, которые воспринимают сотворенное ими действие.
В 17-ом, 18-м веках был создан симфонический оркестр. И интересно, что то же самое теперь происходит и в музыке. Там те же четыре категории участников: композитор, пишущий музыку, дирижер, управляющий оркестром, музыканты, исполняющие каждый свою инструментальную партию, и слушатели, слышащие и переживающие.
И самое интересное, что подобное имеет место в экономике и везде: капиталист вкладывает деньги в идею, менеджеры организуют производство, работники выполняют каждый свою функцию, а покупатели потребляют произведенную ими продукцию.
Не указывает ли это единство замысла, чувства и действия на четырехчленное строение человека: «Я», астральное тело, эфирное тело и физическое тело? Причем воздействие на физическое тело зрителя должно дойти до его эфирного тела и вызвать эмоции, дойти до астрального тела и вызвать состояние возвышенного экстаза, и дойти до «я», пробудив это «Я».
Цель трагедии — слезы. Если, читая роман или смотря кино, нам хочется плакать, значит, это трагический момент. Нам жалко героя, потому что в своем астральном теле мы жалеем при этом самих себя.
Цель комедии — смех. А смех, означает, что наше астральное тело не справляется с эмоциями. Люди могут смеяться, например, когда они попросту не способны пережить происходящее на уровне «я».
Цель драмы — пробуждение. То, что звучит со сцены, так здорово, так потрясает душу, что нам хочется соответствовать, быть на уровне, то есть, возвысить свое «я» и стать свободным человеком. Свободным от кого бы то ни было, от предрассудков, от религии, от собственных недостатков — и начать жить по-новому, начать наслаждаться собственными свободными решениями. Вызов — твое свободное решение — впечатляющий результат! Новый вызов — твое решение — результат, и не важно выигрышный или проигрышный! В драме всегда выигрывают все, даже отрицательные герои, потому что они снимают с себя эту роль.
Не правда ли, драма — чудесное изобретение человечества? Можно сказать, это гениальная машина, позволяющая в массовом порядке, как на заводском конвейере, пробуждать в театре человеческие «я». Когда мы смотрим драму, мы наслаждаемся свободными решениями Цезаря, или Галилея, или Казановы. Когда мы разыгрываем драму на сцене, то распределяем между собой роли, так чтобы каждый персонаж мог из своей свободы внести вклад в совместное действие и получить пробуждающий результат.
Но здесь встает вопрос об источниках драмы.
Ведь сначала в истории должен был родиться герой, умеющий действовать словом. Беда в том, что до сих пор мы так и не научились взаимодействовать друг с другом! Онегин, такой искушенный в светском общении герой, совершенно не умеет обходиться с Татьяной, а Татьяна, в свою очередь, такая душевная, такая проницательная и живая, совершенно не знает, что сказать Онегину, чтобы посражаться за свое счастье. И Пушкин здесь не виноват — вместо драмы в очередной раз возникает трагедия!
О драматизме евангелий
Евангелия рассказывают нам о том, что задолго до возникновения драмы как жанра сценического искусства, на свете жил Человек, ставивший драмы, однако не на сцене, а в жизни. Это Иисус Христос. Евангелия насквозь драматичны, хотя сами не являются драмами. Чтобы почувствовать их драматический настрой, достаточно прослушать оратории Баха, написанные по Евангелию от Иоанна и Евангелию от Матвея. Вот один отрывок из Евангелия от Иоанна:
Можно сказать, забегая вперед, что драма родилась вместе с Иисусом Христом, чей жизненный путь и чьи деяния выступают как ярчайший пример драматизма. Правда, на всем протяжении истории вплоть до Нового Времени всё еще не находилось людей, которые, как Иисус, действовали бы из собственной свободы и воплощали бы главный принцип драмы: единство замысла, чувства и действия.
Исторически драма выделилась из трагедии и комедии вследствие потребности современного человека в ином роде сценического представления, который поддерживал бы деловую и творческую инициативу. Ибо что могут дать предпринимателю, организатору производства или исследователю такие театральные представления, которые либо обрекают твое предприятие на неизбежный крах (трагедия), либо высмеивают твою инициативу, видя в ней лишь жажду наживы, эгоизм и прочие низменные интересы (комедия)? Поэтому, начиная с 18-го века, возникает нечто промежуточное между комедией и трагедией, называемое трагикомедией, мелодрамой, мещанской драмой, серьезной комедией, моральной драмой и т.д.
Новое направление характеризуется тем, что действующими лицами драмы становятся обычные люди и само действие приближается к реальной жизни. Источником драмы, как выразился теоретик этого нового направления, французский мыслитель Дени Дидро, являются человеческие добродетели и обязанности. По его мнению, герой драмы — это тот, кто ведет добродетельную жизнь, то есть, поступает по совести и чьи инициативные действия приносят людям добро.
Что с драмой всё не так просто (если понимать под драмой искусство действия словом) — на это указал И.В.Гете, его знаменитое изречение гласит: «Действующий всегда без совести, он не имеет совести созерцающего». Подходить к драме с позиций морализаторства — это значит совершенно не понимать жанр.
Почему возникает трагизм? Потому что действующий человек, герой пьесы, не свободен еще в своих поступках, пусть даже чрезвычайно благородных, он зависит от богов, кармы, традиций, закона и т.д. Все его действия — это как тщетная попытка преодолеть непреодолимое. Он словно ударяется головой в невидимую стену и проигрывает.
Почему возникает комизм? Потому что человек раб, но, в данном случае, собственных страстей и пороков, и он не осознает своей зависимости от них. Его попытки действовать поэтому изначально глупы и неизбежно наталкиваются на зеркало, которое ставит перед ним его собственное комичное несовершенство — Уральские пельмени. У нас в России предприниматель до сих пор отзеркаливается обществом как жадный, корыстный, агрессивный захватчик чужого — люди привыкли смеяться над бизнесменами, когда они проигрывают и теряют.
А в чем заключается драматизм? Это когда действуют между собой свободные люди, свободные как от внутренних, так и от внешних ограничений. Они смело принимают вызовы судьбы и находят неожиданное выигрышные решения. Каждый участник драмы — это борец за свои интересы, но вдобавок они еще взаимодействуют посредством слова. Ведь слово не отнимает ни у кого из участников свободы действовать сообразно своим интересам и своему положению. И люди выигрывают, несмотря на то что они порою смешны, а их действия кажутся ошибочными, и всё вроде бы против них. Невозможное становится возможным!
Любовь к действию
Драма — это когда действующие лица испытывают величайшее наслаждение от принимаемых ими решений. Эти решения они принимают каждую минуту по ходу представления, и у каждого свои всегда правильные основания. Поэтому драму, решающую судьбу человека, возможно сыграть прямо на сцене в режиме реального времени, даже без декораций, даже без внешней физической инсценировки, без музыки, фанфар, ритуалов и поясняющих экскурсов.
Драма должна быть понятной, герои открываются в своих намерениях через диалоги и монологи, нельзя, чтобы чья-то воля оставалась за кадром
Любовь к действию настолько велика, что подвигает героя решиться на величайший труд, преодолеть сильнейший страх, пойти на верную смерть, словом, сделать что-то гениально смелое и из ряда вон выходящее.
Во сне человеку иногда снится драматический сюжет, когда
Наша беда, что мы не умеем взаимодействовать друг с другом посредством слова. Убегаем от решений, не решаемся на действие, потому что боимся наказания и высмеивания.
Важно само действие. Просто люди договорись между собой сыграть словесное действие и
Генрих Ибсен — король драмы.
Воздействие драматических произведений на публику
Как по-разному действуют на человека разные виды драматических произведений. В чем цель постановки произведения на сцене?
Комедия — развеселить публику, вдоволь посмеяться.
Драма — пробудить, возбудить, взбударажить, приподнять человека над ситуацией, радость жизни. Ага, все-таки возможен выход! Г.Ибсен «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Трагедия — заставить зрителя плакать, потрясти до слез, пройти через катарсис, смирение, очищение.
Независимо от того, в чем смысл действия, где правда и на чьей стороне истина, зритель получает эмоциональное воздействие от звуков, которые произносит актер в момент принятия им драматического решения. Зритель получает наполнение через чувства слуха, слова и мысли. Это как массаж по эфирному телу, доводящий участника до экстаза, до ментального оргазма.
Как организуется драматическое действие
Драма или трагедия
Дени Дидро «О драматической поэзии»
Вот какова драматическая система во всем ее объеме. Веселая комедия, предмет которой — все смешное и порочное, серьезная комедия, предмет которой — добродетель и обязанности человека. Трагедия, предметом которой могли бы послужить наши домашние несчастья; трагедия, предмет которой — общественные катастрофы и несчастья великих мира сего.
Обязанности людей — такой же богатый источник для автора драмы, как и их смешные черты или пороки; нравственные, серьезные пьесы будут иметь успех везде, но у развращенного народа — более верный, чем где бы то ни было. Ведь, отправившись в театр, люди избавятся от общества злодеев, которые окружают их; там найдут они тех, с кем хотели бы жить; там увидят они человеческий род таким, каков он есть, и примирятся с ним. Добродетельные люди редки; но они существуют.
Не слова хочу я унести из театра, а впечатления. Тот, кто объявит драму, из которой будут вспоминать только отдельные мысли, произведением посредственным, редко ошибется. Превосходен тот автор, чье воздействие живет во мне долго. О драматические поэты! Истинное одобрение, к которому вы должны стремиться, заключается не в тех рукоплесканиях, что разражаются внезапно, после блестящего стиха, а в том глубоком вздохе, что вырывается из души после невольного и долгого молчания и облегчает ее.
Идеал драмы — единство мысли, чувства и действия.
Добавить комментарий