Писатель и художественный критик Михаил Андреев. "АРТСОФИЯ"
Вероника Шустова, Школа Искусства речи
«Школа искусства речи» Вероники Шустовой, загородный центр близ Санкт-Петербурга

Прежде чем мне будет позволено поделиться своими чувствами по поводу школы искусства речи (я студент третьего курса), хочу сразу сказать огромное спасибо Веронике, руководителю школы, за всё то, что она делает. Что мне лично нравится в этой школе, это всё не те слова по сравнению с тем, сколько вложила она в свое предприятие. Надо благодарить Бога за то, что нашелся на нашем русскоязычном пространстве такой человек, который, разобравшись в вопросе, пройдя уникальное образование и перекопав горы литературного материала, взял на себя это огромное дело — собственно, поднимать от тела, от первоистоков, с нуля нашу культуру речи. Мало того, что она создала и ведет вот уже почти десять лет этот не имеющий аналогов в России курс, так она еще и центр загородный построила, где это должно происходить! И это делается ради нас — уверенно, методично, системно — уже и первые выпускники подхватывают ее начинание. Поэтому спасибо Веронике за ее великое начало!

Что меня лично потрясло, во что я сразу влюбился, так это комплекс речевых упражнений, которых всего около сотни и они, конечно, разбиты на группы, так чтобы развивать в речи разные ее качества. Эти упражнения, они словно как зернышки, которые если ты ими занимаешься в присутствие учителя, начинают в тебе прорастать, и ты их уже ждешь, и готов усваивать все новые и новые. Вообще, это очень основательная система, их невозможно просто так из головы придумать, эти упражнения, они как пища, но очень разнообразная и питательная — и тебе уже странно, как можно было раньше без нее обходиться и думать, будто ты духовно растешь. Нет, конечно! Чтобы расти, надо сначала в себя эти зернышки посадить, и нужно время, чтобы они взошли.

А с другой стороны, школа это и программа, и тоже очень продуманная, так что параллельно с речевыми навыками, ты осваиваешь все новые разделы литературы, начиная от древнегреческого эпоса и народных сказок до наших дней, и рецитацию, и декламацию, и лирику, и драму. И эти пласты начинают в тебе оживать, ты сам теперь как сказочный герой в стране чудес, и можешь пробовать свою возросшую силу слова и в той области, и другой, и десятой.

Если кратко, что дает школа искусства речи, то это твоя вовлеченность в исследовательский процесс. Ты начинаешь понимать речь и все, что с ней связано, как еще неоткрытую для себя страну, и ты понимаешь, что надо работать, надо срочно ее открывать. И то, что ты выносишь из своих путешествий есть опыт, который делает тебя профессионально сильнее. Если ты актер, лектор или учитель, если просто где-то выступаешь, то пройдя школу, ты теперь на порядок обгоняешь всех профессионалов, сколько бы те не тренировались сами в искусстве слова. Я и сам думал раньше: «Ах, зачем мне нужна школа! Хоть я и недоволен своим „красноречием“, хоть мне и противно слышать себя, заснятого на видео, хоть я и боюсь публично выступать, но как-нибудь справлюсь, потренируюсь чуть-чуть и все пройдет». Нет, не пройдет! Сила слова — она просто так не приходит. Надо ее исследовать, разбирать по частям, по звукам, потом собирать и т.д. Но зато какое наслаждение получить потом результат — у тебя появляется сила в голосе! И люди замечают, как хорошо ты стал говорить!

Главное — если говорить о специфике и секретах школы — это осознание того, что слабость и невразумительность твоей речи, твоя недостаточная способность одновременно мыслить образами и выражать это через слово, связана, оказывается, с твоим телом. Надо серьезно заняться телом, чтобы через слово проводить дух! И для этого есть своя особая гимнастика тела. Твои речевые способности можно усилить только через эту гимнастику. Вот самое ценное, что я узнал, поступив в школу искусства речи. И огромная моя благодарность — что такая школа существует!

Конечно, в мире полно других школ красноречия, ораторского и актерского мастерства, но мне не хотелось бы сравнивать данную школу с ними. Лично я не смог бы у них учиться, потому что нет особой потребности заниматься своим голосом как таковым, подчинив себя определенной методике. Я сталкивался с такими школами, где учат овладевать речью, например, через пение — а самого важного не дают — и у меня возникает теперь по отношению к ним сожаление. Ну, жаль людей — не увидели они проблемы! Мне просто неинтересно развивать какой-то навык ради его последующего практического применения, мне важно себя раскрывать. Та школа искусства речи, в которой я сейчас нахожусь, по сути, и есть та жизненная практика, здесь я получаю опыты самораскрытия, здесь я прохожу практику своего духовного развития — если я могу так сформулировать. И потому мне приятно обучаться — потому что здесь жизнь!

© Михаил Андреев

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *