Очень часто спрашивают: Почему «Лунная соната» Бетховена называется лунной? Давайте посмотрим на эту картину известного русского художника Архипа Куинджи, и попробуем разобраться, в чем ее романтическая тайна, почему эта «Лунная ночь на Днепре» так завораживает нас с первых же мгновений. Как художник достигает такого эффекта? А после вернемся к Лунной сонате.
Романтизм и импрессионизм
На самом деле всё очень просто. Художнику в живописи, чтобы произвести на зрителя астрономический эффект, достаточно убрать с картины все лишнее, оставив лишь необходимое: светлое пятно снизу, светлое пятно сверху, без чего картина будет уж слишком пустой. Ну, а посредине и с краев пусть будет черная пустота. И поменьше деталей, которые неискушенный взгляд может принять за натуральные предметы! Так выглядит идеальная картина для романтизма, для импрессионизма и даже для реализма — сейчас мы увидим, почему.
Учимся смотреть на картину
Среднестатистический зритель смотрит неправильно. Он видит предметы и яркие пятна и пытается дать им свои имена. О, какая Луна! Да, это действительно Днепр! А что там за башенка выпирает? Мельница, что ли? И побежал дальше смотреть другие картины! Не проникнув в ее тайну, не получив того эмоционального потрясения, которое мог бы получить — просто ушел, поставив галочку, что посетил картинную галерею.
Я же, когда смотрю, разбиваю мысленно плоскость картины на области, в данном случае на горизонтальные, потому что вертикалей здесь фактически нет.
- Первая область — от самого низа до линии горизонта, которая чуть видна, и в этой области есть четкое светлое пятно освещенной желтовато-серебристым светом поверхности воды.
- Следующая область — от линии горизонта, если подниматься вверх, до черной полоски между слоями более светлых облаков. Увидели?
- Третья область — от этой полоски до верхнего края картины, со скученными светлыми пятнами облаков и диска луны. Все области разные по детальной фактуре, и занимают каждая примерно треть пространства.
И на что важно обратить внимание? — Что в средней области ничего нет, ни образов, ни пятен — ничего! Пустое черное пространство — но лишь на первый взгляд пустое. И вот это черное, не заполненное ничем пространство, приглашает зрителя туда зайти.
Учимся слушать картину
Теперь я прошу вас проделать следующее, чтобы прочувствовать то огромное воздействие на душу, которое идет от картины. Включите аудиозапись Лунной сонаты, и медленно поднимайтесь взглядом по картине от нижней области до верхней. Соната звучит примерно 6 минут. Так что через две минуты вы дойдете до границы первой области и второй, через четыре минуты — до границы второй и третьей. Включайте музыку и смотрите! И не отрывайте взгляд, не отвлекайтесь!
Эффект осознанного присутствия
Ну, как? Получили воздействие? Это такая громадная разница! И самое интересное, вы начинаете видеть то, что раньше ускользало от глаз из-за того, что оно погружено во тьму и как-то не бросается в глаза. Заметили эти заливчики и мысики у дальнего берега, словно вы там побывали? Вы получили сейчас эффект присутствия, как если бы вы сами вживую стояли там на берегу Днепра, где когда-то стоял Куинджи и перенес это впечатление на свою картину. Ее надо слушать под Лунную сонату!
Заметили ли вы, когда двигались зрительно по средней области, где ничего нет, что вы даже там стали видеть больше и что музыка именно в этой части стала другой? Полное соответствие зрительного и слухового восприятия! Так медленно рассматривать картину вам, наверное, еще никогда не приходилось. Но для того чтобы войти духовно в картину, действительно, нужно время. Это совершенно другое восприятие! На порядок более мощное.
Инспирация в живописи
Как вы думаете: случайно ли, что наше эмоциональное восприятие объекта живописи так усилилось прослушиванием музыкального произведения? — Нет, конечно! Возьмите другие произведения, и никакого эффекта не получите.
О чем это говорит? — О том, что когда Куинджи гулял ночью по берегу Днепра, у него в голове звучало воспоминание о Лунной сонате Бетховена, и прогуливаясь по ночному поселку, он нашел такой вид, через который она ему сильнее всего слышалась. Буквально, она его инспирировала из этой точки. Никто, конечно, не догадывается о тайне создания этой картины.
Чем знаменателен представленный им на картине вид?
Тем, что здесь присутствует эта необъятная пустота в самом, можно сказать, центре картины. Центральная область ничем не занята! И оттуда, из пустого пространства картины, начинает звучать инспирация, музыка сфер. То, что изображено на картине, это не есть только внешний пейзаж, но плюс к нему еще и внутреннее переживание художника. Луна должна стоять достаточно высоко, а отражающая гладь реки должна находиться где-то внизу, потому что — не дай бог — что-нибудь яркое попадет в центр. Всему свое место! Пустое место в центре картины (свято место) — для того чтобы дать нам услышать инспирацию.
А знал ли Бетховен, каким свойством обладает его соната? — Конечно! Поэтому он и назвал ее лунной, потому что ночью, при высоко стоящей Луне, в особенном месте мелодия Лунной сонаты ему была особенно хорошо слышна.
Добавить комментарий