Какой размах! Какая сила! Какое мощное взаимодействие четырех стихий! Ай да Айвазовский! Ай да сукин сын! А знаете ли вы, что это первая его картина, в которой он предельно ясно, чуть ли не матерным языком выразился о своих собратьях художниках? Как глубоко и далеко он их послал! Мать вашу, нищеброды, которые только и знают что просить: «Помогите нам, бедным художникам, заработать на жизнь! Спасите нас, мы погибаем!» А он их художественно, как маринист — в нижний угол картины: Стихия творчества — не для вас!
Девятый вал
Что это вообще такое? Природное явление? — Зайдите в интернет и прогуглите это выражение. Вам скажут, что по поверьям моряков девятая волна во время морской бури это самая сильная и опасная, а зачастую даже и роковая. Девятый вал — это как символ наивысшего подъёма грозной, непреодолимой силы. С научной точки зрения — это результат интерференции длинных и коротких волн. С нашей же точки зрения, если мы смотрим на картину Айвазовского как на произведение искусства, то это то, что называется словом П----Ц.
Люди, увы, недооценивают художественную силу картины, они не умеют делать то, что я называю детальным описанием, у них не находится хотя бы десяти минут времени, чтобы детально ее рассмотреть. Собственно, они не видят ни ее самой, ни ее идеи. Такое легкомыслие уносит их в романтические воспоминания о морских путешествиях или в философские размышления о человеческой слабости и фатальной невозможности противостоять космическим силам вселенной. Они думают, что это всего лишь трагическое кораблекрушение, свидетелем которого Айвазовский однажды оказался и которое он, якобы, захотел изобразить на холсте. Они вообще не видят драматизма и не понимают, что происходит в душе художника, не говоря уже о своей.
Жизненная драма
«Хрен вам! — говорит Айвазовский. — Это то, что происходит с вами, точнее, пока еще не произошло. Вы еще в самом начале духовного пути, но уже какой-то придурок с красным платком начинает кричать „Спасите нас!“ Чего спасать? Вы еще не дошли до того, через что должны пройти, а уже кричите „На помощь!“»
Эта глупость человеческая, она Айвазовского буквально бесит, поэтому он и поднял такую бурю, поэтому и растворил белый свет солнца в этих зловещих облаках красного тумана — потому что зла не хватает смотреть на наших нищебродов, называющих себя художниками, которые только и ищут за что уцепиться, лишь бы не делать самого главного, что каждый творческий человек должен делать, даже если он всего лишь пришел в Русский музей посмотреть на картину «Девятый вал».
А что должен делать творческий человек?
Три области на картине
Вот здесь-то мы и подходим к детальному описанию картины. Только это не для слабонервных, которые пришли воспринимать гармонию цвета и энергетику, идущую от картины. Какая на хрен энергетика! Айвазовский не с натуры писал! А значит, думал перед тем как писать, куда ему посадить солнце, где будет линия горизонта, под каким углом к ней должны двигаться морские валы. Он всю композицию сконструировал сам. Видите, что эта линия вместе с линией солнечной дорожки разделяют картину на три основные области?
И в которую область художник посадил людей?
Не в правый темный угол, нет. Не под самый высокий вал, с которым пришлось бы сразиться. Нет, он посадил их на дрейфующее бревно в довольно-таки светлый левый угол, зато в самый низ, так что дальше бревну плыть некуда — край. Вот оно! Ты должен удариться о дно, человек! Поверхность воды для тебя дно, ниже которого ты не можешь опускаться, край картины для тебя тоже дно, за границу которого нельзя. А плыть против ветра тебе не дано. Понятно теперь, почему мы охарактеризовали ситуацию на картине тем единственно подходящим словом?
Пока жизнь вас не ударила со всей силой о дно, вы, художники, не можете ничего творить! Вы будете нищебродствовать и махать красным платочком, «Помогите нам, голодающим!» И чтобы вам как-то помочь, Айвазовский говорит: «Ступайте, ребята, туда, в левый нижний угол картины! Ваша первая задача — дотронуться до дна, а не просить, чтобы вас сразу подняли в верхнюю красно-желтую область».
Творческий дух
Почему шторм? Это что, какое-то стихийное бедствие?
Нет. Эту бурю поднял ваш собственный творческий дух, чтобы вы как обыватель и потребитель проснулись, увидели свое крушение и поняли, что надо плыть против волн. Согласитесь, что глупо жаловаться на волны, которые вы сами себе создали. Твоя беда в том, человече, что ты хочешь, чтобы ОНО успокоилось, чтобы впредь ничто не мешало тебе подниматься к вершинам и торговать своим творчеством. У этих торговцев и нищебродов на дрейфующей мачте тоже одно желание — чтобы это всё прекратилось, затихло. Но это слепота!
Путь художника
Когда ты смотришь на картину и не находишь на ней себя, цепляющегося за дрейфующее бревно, то это обычная слепота нищего. Айвазовский был самым богатым художником того времени, и он своим «Девятым валом» показал нам путь преуспевающего художника, посадив нас на картину, как терпящих катастрофу, через которую нам надо уметь пройти.
И первое, что надо сделать — это увидеть на своей гениальной картине, что выхода нет, что никто тебя за волосы не поднимет из моря. А второе, когда увидел и понял — плыть против волн, иначе тебя швырнет через край и выбросит на берег, и тогда вода окрасится в красный цвет. Твой путь, человек, лежит слева направо в черную область — в состояние творчества, состояние девятого вала. И только потом, окрепнув, ты, как третье, можешь подниматься туда, наверх, чтобы построить там свой творческий бизнес.
Итак, Девятый вал — это твое состояние творчества.
Три этапа художника
- Лечить свою духовную слепоту. Учиться духовно воспринимать живопись, как я только что сейчас показал. Для этого у меня есть книга: «Ясновидение в живописи» (2023).
- Учиться мыслить и действовать как дух, чтобы плыть против волн и встретить свой Девятый Вал. Об этом в книге «Возвращение в жизнь» (готовится).
- Строить творческий центр. Когда у тебя появится своя бизнес-идея, то ты можешь почитать про двенадцать его основных элементов в книге «Занимайся творчеством и богатей» (2021).
Добавить комментарий