Блог Михаила Андреева. Проекты "Возвращение в жизнь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

О развитии мышления школьников говорилось и говорится очень много, причем всегда говорят о разных типах мышления: кто-то говорит о развитии логического мышления, кто-то говорит о развитии образного мышления. Существуют еще выражения: левополушарное и правополушарное, критическое и творческое... Когда читаешь то, что они пишут, то хочется сказать: «Люди, вы вообще в своем уме? Существует только одно мышление — его можно назвать „практическим“, это то мышление, которое применяется на практике — и всё. А то, что вы тут пишете о различных мышлениях — одно словоблудие!»

Истинное мышление основано на опыте

Я хочу рассказать о своем опыте преподавания физики в вальдорфской школе, чтобы прояснить, как на самом деле обстоит дело с развитием мышления и у каких школьников оно развито, а у каких нет. Вообще, в вальдорфских школах физику преподают на основе феноменологического подхода, то есть, школьники получают все знания из эксперимента и наблюдения с помощью собственного мышления. Тут действительно учат думать! Ты реально переживаешь себя на месте Амперов, Френелей, Омов, которым предстояло на основании проделанного опыта сформулировать какой-либо вывод или закон.

Верю, что она вертится!

В противоположность мышлению, основанному на опыте, в обычной школе физика больше напоминает религию. Здесь вам надо обязательно знать основные постулаты: закон Ома, законы Ньютона, из чего состоит свет, из чего состоит электричество, из чего состоят атомы и т.д. Точно также раньше надо было знать закон Божий и что всё происходит от Бога. Надо было учить, а думать не обязательно! Верь в формулы, соблюдай, как их применять, какую когда, а главное: заучи, что надо отвечать на экзамене — и тогда получишь пять. А если не знаешь, если вытащишь из головы не то, что надо, то получишь два. Наверное, это и называется развитием у школьников логического мышления, но мне кажется, что что-то здесь не так.

Что же такое мышление?

Лично я никогда не видел в отдельности ни логического мышления, ни креативного, никакого другого. Я знаю только — что мышление либо есть, либо его нет. Один ученик, например, не может додуматься, как решается задача, а другой может — и какое он применяет при этом мышление — логическое, интуитивное или имагинативное — мне не интересно. Важен факт, что он думал и додумался. По мне, любое мышление всегда логическое, потому что всегда можно объяснить словами, как ты до этого логически дошел. Художник, он тоже думает логически, когда думает. И точно также любое мышление есть творческое. Физик, он тоже постоянно творчески мыслит.

Чем дальше в лес, тем больше дров

Конечно, есть разные типы мышления, например, абстрактное и концептуальное. Но когда мы говорим о решении задач или о развитии мышления при помощи математики, то не имеем в виду эту разницу, выступающую лишь в случае, когда надо рассказывать другим о своих идеях, то есть, когда надо думать, что и как говорить. Мы не собираемся углубляться здесь в философию и психологию мышления, но важно развивать и применять на практике то мышление, которое знает, что ты сейчас должен делать. А знать, какого оно типа, твое мышление, абстрактное или концептуальное, совершенно не обязательно.

Легкотня!

В вальдорфской школе я наблюдал ситуацию, когда дети, долго учившиеся по там, практически мгновенно схватывают, как решать задачи по физике, хотя они с решением задач почти не сталкивались, так как занимались только опытами. Стоит прорешать с ними две-три задачки из обычного задачника, и они уже могут взять из него любую задачу и решить, потому что понимают, как это делается. Это кое-что говорит о развитии их мышления. Оно у них словно натренированное, и они верно чувствуют, что надо делать на каждой стадии решения задачи. Если надо посмотреть в таблицу физических величин — смотрят. Если надо делить разделить одно на другое — делят. Если надо подставить в формулу величины — подставляют. И получают правильный ответ, хотя раньше никогда таких задач не решали.

Вини-Пухи

Пародокс, однако оказывается, что дети, которые недавно пришли в вальдорфскую школу из обычной, решать задачи не умеют, и их трудно этому научить. Они начинают усиленно думать, высказывают вслух всевозможные мысли по поводу данной проблемы, но не схватывают, что нужно делать в следующий момент. Если по ходу решения задачи им приходится сделать какое-то проверочное действие, они тут же забывают, что они делали до того. Это примерно, как Вини-Пух, который решил подарить ослику Иа на день рождения горшочек с медом, съел этот мед по дороге, а потом подумал: ничего страшного, можно подарить и пустой горшочек. Когда ты им говоришь: это не годится, нельзя дарить пустой горшочек, надо вернуться к тому моменту в решении задачи, когда мед еще не был съеден, то они тебя не понимают. Их мышление не работает в обратную сторону. Они промахиваются и ошибаются в каждом действии, и не чувствуют, что ошиблись и что надо себя поправить. А вальдорфские дети чувствуют! Они могут действовать дальше без учителя.

Кто виноват?

Я не хочу сказать, что только феноменологический подход в физике развивает мышление. Дело здесь не в способе преподавания физики, а в том, что вся вальдорфская система, включая занятия по рукоделию и искусству, построена таким образом, что логическое и всякое другое мышление у детей нормальным образом развивается. Это факт, они умеют думать, и они быстро справляются с задачами, которые им дают, если им один раз показать. А что касается не вальдорфских детей, которым уже много раз показывались не сами опыты, а как решать задачи из задачников, то возникает ощущение, что этим детям сломали мозги. Кто сломал? Понятно, кто — сами «умные» преподаватели и такие же составители «умных» задачников по физике, да и не только по физике.

Век скоростей

Представьте себе, что в условии задачи записано: «автомобиль прошел первую часть пути со скоростью 30 км/час, а вторую — со скоростью 40 км/час». Вас ничего не насторожило? Вы когда-нибудь видели в своем городе, чтобы современные автомобили двигались с такой скоростью, если они только не застряли в пробках? Вряд ли для автомобилиста это привычная скорость. И вывод отсюда можно сделать такой, что составитель задачника либо никогда не сидел за рулем, либо, что гораздо вероятнее, демонстрирует яркий пример недоразвитого мышления.

Что этим умным авторам отвечать?

Конечно, автор задачника может сказать в свое оправдание, что это всего лишь условие, что суть не в том, что автомобиль слишком медленно движется, а в том, что надо определить его среднюю скорость, воспользовавшись такой то формулой. Поздно, дорогие, оправдываться! Если у вас была высокая цель научить детей пользоваться формулой, то могли бы додуматься поставить в условие своей задачи более естественные величины. Также и Вини Пуху естественнее придти на день рождения к ослику с полным горшочком меда, а не с пустым, хотя пустой горшочек тоже сгодился. И как Вини Пуху, вам следовало бы вернуться в ту точку, когда горшочек с медом был цел.  А теперь мы про вас уже всё поняли и будем ругать ваш задачник, приговаривая: «Шарик входит, шарик выходит!»

Как разучиться мыслить

Я могу сказать, что этих опусов у автора того задачника полно — целую книгу можно писать! А авторов таких тоже не мало, и все они предлагают развивать школьникам свое мышление, в данном случае, наверное, логическое. И наверное, эти авторы получали за свои задачники деньги, ученые степени и звания. Или вы думаете, они работали бесплатно?

Бог с ними, с деньгами! Но школьники-то, развивавшие свое мышление по этим задачникам, давно спустились до уровня их авторов, то есть, напрочь разучились мыслить.

Самая острая проблема современности

Я хочу сказать, что люди не просто так пишут о развитии логического мышления, о развитии образного мышления, о развитии предпринимательского мышления и т.д.  Почему-то вдруг понадобилось все эти виды мышления разделять и развивать?  Еще 50 лет назад люди никогда такого не спрашивали. А теперь только и задают вопросы о развитии мышления, особенно, у младших школьников. Тесты теперь проходят даже в детском саду!

Что случилось?

Значит, умственно калечить малышей начинают уже с младенчества! Есть смысл родителям подумать о альтернативном детском саде, где такой преждевременной интеллектуализации случиться не должно.

Обучение, которое калечит

Явным признаком, что там будут не помогать, а калечить, я считаю все эти названия: логическое мышление, творческое мышление, критическое и т.д. Нельзя развивать в отдельности никакое мышление! Если вашему ребенку предлагают развивать логическое мышление, если есть такая игра, программа или какая-та система, значит определенно дело закончится противоположным результатом: программа или система отобьет способность логически мыслить. А вытаскивать наугад из головы готовые — это не логика, а дискриминация мышления. Другая игра или программа отобьет способность творчески мыслить и т.д., пока вашего ребенка не превратят в набитого опилками Вини-Пуха.

Лозунг сильного мышления

Мышление не бывает логическим или каким-то еще, но есть что-то целостное, неразрывно связанное с волей и чувствами. И чтобы оно нормально развивалось, нужна другая жизнь, другая система. На мышление влияет, в первую очередь, правильная здоровая жизнь, а не задачники и образовательные программы. Нормальное здоровое мышление выполняет всегда одну единственную функцию — не хранение информации, не вычисление на десять ходов вперед, не хватание звезд с неба — а определение того, что ты должен делать в следующий момент. Какое действие выполнять? Что сейчас от тебя ждут? Какой твой следующий ход? Лозунг сильного мышления это — Делай, что должен, и будь, что будет!

Удобный конструктор опросов и форм обратной связи

 

Поделиться в соц. сетях

1 комментарий: Делай что должен, и будь что будет

  • Мсенно так и есть. Большое спасибо автору!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *