Блог Михаила Андреева. Проекты "Третий путь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

Часто спрашивают про дизайн детской комнаты для школьника. Что могут здесь посоветовать педагоги? И так ли это важно, чтобы у ребенка была своя комната, которая обустроена по определенным законам?

Вальдорфский детский сад

Да, это чрезвычайно важно, в какой комнате обитает душа подрастающего человека, и в первую очередь важно, чтобы он имел возможность создавать в этой комнате свой дизайн. На вопрос, чем отличается по дизайну детская комната мальчика от детской комнаты девочки, можно ответить так, что мальчик будет создавать свое, а девочка свое. Дизайнерские идеи ребенок приносит из школы в дом, а не наоборот. Школа — это место, откуда он приносит идеи, а детская комната — это полигон для творчества.

Сам себе дизайнер

Надо быть готовым к тому, что школьник, который начал обучаться в нормальной школе, где не подавляют его творчество, захочет покрасить стены в свой цвет. Так, дайте ему такую возможность! Не надо бояться, что он испортит предустановленный дизайн — просто, ему не нравится, что стены такие безжизненные. В школе он видел, например, что стены из дерева, что они имеют структуру природного материала, и он начинает это ценить. А дома он видит обыкновенные плоские стены с искусственными обоями, которые, может быть, и модные, и дорогие, но он от них устает — от единообразия и мертвичины. Ему скучно, и он будет чувствовать себя одиноко в своей детской комнате, поскольку его ожившей душе становится этого мало — и тогда рождаются идеи, типа, перекрасить стены комнаты в другой цвет.

Какой дизайн нравится ребенку

Главная педагогическая идея состоит в том, что ребенку нравится тот дизайн, который соответствует его правильному развитию. Но у каждого это развитие свое. Мы уже говорили, что детская комната девочки требует одного дизайна, а детская комната мальчика — другого. Слово «требует» не надо понимать так, что вы должны что-то привносить в этот дизайн и ориентироваться на какие-то образцы и каноны. Просто надо прислушиваться, что хочет душа ребенка в этом возрасте, в этом классе, в этом социальном окружении, и помогать ему создавать задуманное. Если он этого не получит, то его руки автоматически потянутся к компьютеру или смартфону, и его душа будет жить в другом мире, а из этого дома уйдет. Потому что здесь он не может воплотить свои творческие идеи.

Геометрия детской комнаты

Хорошо, если комната имеет правильные пропорции, например, дверь по центру стены — это влияет на развитие у школьника правильного мышления. Какая архитектура жилища, такое у человека будет и мышление. Если эта архитектура бедная, в ней нет каких-то дополнительных элементов («излишеств»), то соответственно будет бедным и воображение у ребенка, когда он вырастет. Многие дети переносят это спокойно, потому что они уже подавлены, но душа ребенка будет протестовать, и он будет либо рваться из этой бедной обстановки, либо уйдет в виртуальный мир.

Всякие пороги, винтовые лестницы, разновысотность, наклонные стены, округленные окна — все это нравится ребенку. Но важно, чтобы это был спланированный дизайн, а не так получилось при строительстве. Планировка должна иметь идею, ибо всякий срез или выступ должен быть логически обоснован, иначе это будет тяготить сознание подрастающего человека: чья-то чужая воля задумала непонятное, неподвластный рок довлеет надо мной и т.д. Дверь в чулан будет вызывать у ребенка фантазии, будто она ведет в подземное царство, типа, как в сказке про Буратино — и лучше бы, чтобы этих непреднамеренных фантазий не возникало. Обучение в школе дает уже достаточно пищи для творчества, поэтому имеет смысл поселить ребенка в более простое и понятное, чем в мудреное помещение.

Мир и антимир

Королевство кривых зеркал начинается с детской комнаты и с дома, в котором ребенок живет. Вся неправильность, хаотичность, косность этого мира переносится во внутренний мир ребенка и становится там антимиром. Мы в вальдорфской школе стараемся строить действительный мир, а родители детей, часто сами того не сознавая, строят внутри ребенка параллельный антимир и потом удивляются, откуда это у него взялось.

В дизайне детской комнаты следует избегать кривизны, что важно не только для школьного возраста, но и для детсадовского, и для любого. Геометрическое мышление ребенка не в силах выпрямить эту внешнюю кривизну, и он становится ее пленником. Это далеко не безобидное упущение, если вместо прямоугольника комната представляет из себя неправильную трапецию. Эта неправильность и кривизна наложит отпечаток на всю его личность, и потом ему уже не поможет ни лечебная, никакая продвинутая педагогика. Не надо создавать в детской комнате антимир! Если вы заметили, что ребенок рисует на бумаге какие-то страшные миры, значит, что-то не то с геометрией детской комнаты.

Убранство детской

Не надо насаждать ребенку свое, но лишь поддерживать его зарождающиеся идеи, которые он получает в процессе обучения. Дизайн детской комнаты — это в какой-то мере отражение его пути развития в школе. После эпохи биологии возможно появятся на стенах рисунки зверей, ребенок захочет сделать выставку. Надо дать ему эту возможность! Пусть он обставляет и украшает комнату, как хочет. Иначе он когда-нибудь все равно вырвется на свободу и превратит свою детскую, как некоторые студенты в общежитии, в рассадник антикультуры. Если кто-то пишет на стенах туалета нехорошие слова, это значит, родители не давали ему дома выразиться в настенной живописи.

А если ребенок начнет рисовать прямо на стенах?

Ну и что, пусть рисует! Просто объясните ему, что места на стене скоро не хватит, и есть для этих целей бумага, которую можно прикрепить к стене и устроить целый вернисаж. Запрет на детское творчество, на придуманные детьми перестановки и изменения в интерьере — это лучший способ навсегда потерять над ребенком контроль. Лучше уж принимать участие в его дизайнерском творчестве (если хотите — терпеть), чем останавливать и критиковать. Ведь это же ваше произведение, вы сами это породили на свет!

Особенно это относится к вальдорфским детям, потому что они приходят домой полные дизайнерских идей, полученных не только от помещения школы, но и от уроков. Им хочется принести домой то, что они узнали, прочувствовали, достигли, хотя они, скорей всего, и не пожелают рассказывать вам об этом — папа и мама, мы сегодня проходили солнечную систему — но зато эта солнечная система будет воплощаться у вас дома их ручками. Так дайте же им простор для ручного творчества!

О размерах детской комнаты

Как-то принято, что маленький человек должен жить в маленькой комнате. Наверное, это осталось в сознании людей еще с советских времен бедности и тесноты. А почему нельзя отвести ребенку большое помещение, целый зал? Всё твое! Почему мы ограничиваем его пространство стенами детской, а не даем в качестве площадки для дизайна весь дом? Не так важно, кто в комнате хозяин и сколько там живет детей, братьев и сестер, а важен размер пространства, где человек творит — ведь это же уже не малыш, а школьник. Важно, чтобы это пространство было как можно больше, а в идеале — целый мир. В своей же комнатке можно только спать и вообще ее не обустраивать, но это при условии, что вы отводите для детского дизайна весь дом и весь участок.

В дизайне есть элементы, которые вам заданы изначально проектом дома и вы не можете их изменить. Есть элементы, которые вы можете поменять, и вы их меняете с учетом того, что ваш дом это детская, поскольку у вас есть дети. И есть элементы, которые могут изменить ваши школьники — и пусть они берут и меняют! Чем больше ваш ребенок получит пространства, тем больше будет масштаб его личности. И об этом надо в первую очередь думать, если мы говорим о дизайне детской комнаты с точки зрения свободнй педагогики: большому кораблю — большое плавание.

Поделиться в соц. сетях

1 комментарий: Нормальная домашняя обстановка школьника

  • Действительно ребёнок вальдорфской школы может стать творящим во всех областьях жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерам сайта
Как начать зарабатывать на партнерских программах
Хостинг https://yutex.ru/
Конструктор «Landing Page»
Темы и плагины для WORDPRESS

Работа в интернет: 21 профессия

Счет для бизнеса

Партнерская программа Master Vision

 

 

Экхарт Толле «Сила настоящего»
Экхарт Толле Сила настоящего

Купить книгу


Михаил Андреев «Ясновидение в живописи»
Михаил Андреев Ясновидение в живописи

 

Натаниэль Брэнден «Шесть столпов самооценки»
Натаниэль Брэнден Шесть столпов самооценки

Купить книгу


 

Вадим Зеланд «Апокрифический трансерфинг»
Вадим Зеланд, Апокрифический трансерфинг

Купить книгу


 

Мэттью Уолкер «Зачем мы спим»
Мэттью Уолкер

Купить книгу


Гэри Чепмен «Пять языков любви»
Гэри Чепмен Пять языков любви

Купить книгу


Наполеон Хилл
Наполеон Хилл Думай и богатей
«Думай и богатей»
Читать фрагмент
Купить книгу