Поговорим о методах вальдорфской педагогики, которые можно применить самостоятельно в семейном воспитании. Если бы в каждом районе, или хотя бы в каждом городе, существовали вальдорфские школы и центры семейного обучения, то тогда не надо думать — отдал ребенка в хорошую школу, и о его правильном развитии позаботятся опытные педагоги.
Однако, где взять такие школы? Где найти педагогов, с которыми можно проконсультироваться и выяснить, что конкретно следует изменить в воспитании ребенка?
Наши дети скоро вырастут, а в государственном образовании так ничего и не изменится по существу. Не стоит надеяться, что в ближайшем будущем будут изобретены какие-то альтернативные онлайн или оффлайн школы. Так, не будем терять время? Почему бы не перенять у вальдорфской педагогики ее методы? Ведь есть же в ней проверенные на практике педагогические приемы, и родители могли бы ими пользоваться. Вот семь приемов духовного воспитания, которые на наш взгляд можно и нужно применять в домашнем обучении.
1. Изречение
Любое занятие должно с чего-то начинаться — на старт, внимание, марш — и побежали все вместе! Изречение в начале каждого действия — это как родительское благословение, оно дает возможность ребенку более полно включиться в процесс. Если мы садимся за обеденный стол, то следует взяться за руки и произнести благословляющие слова, а не только «приятного аппетита».
«Спасибо солнцу, спасибо земле за то, что есть у нас на столе!»
Отмеченный изречением старт должен быть перед каждой игрой, перед каждым уроком и даже перед просмотром мультфильма. Это помогает сконцентрироваться, не потерять связь с миром и собрать воедино душевные силы, чтобы они работали во благо человека. Произнося вместе со взрослыми изречение, ребенок становится сильнее. Иначе его способности будут дремать, распыляться на многие малозначительные дела, и он вырастет слабовольным.
Чем больше изречений будет в течении дня, тем лучше. Они должны быть торжественными, как ритуалы жизни, они должны сопровождать начало и конец любого действия. Их можно придумывать самостоятельно или подглядеть, как это делается в вальдорфских школах. Детям нравятся изречения, но со стороны взрослых необходимо сознательное и настойчивое участие, чтобы изречение вошло в привычку. Это наиважнейший элемент воспитания!
2. Личный пример
До 9-ти лет, и даже после, ребенок учится исключительно на подражании. Что делаете вы, то будет делать и он. Как вы выглядите, так и он будет стараться выглядеть. Что вы говорите, то и он будет повторять вслед за вами. Все родители это знают, но мало кто следит за собой и, когда мама или папа дают ребенку задание, то начинается всё обычно с объяснений, они дают ему инструкции и приказы, а потом злятся, почему ребенок не хочет эти инструкции выполнять. А потому что нет примера!
Вальдорфские педагоги хорошо знают этот секрет воспитания и не пускаются в объяснения, но демонстрируют на личном примере, как надо делать. Урок извлекается после. Так, учитель не может заставить детей решать задачу, если сам не пытается ее решить. И хотя он знает решение заранее, это не дает ему права отдыхать, пока дети думают. Лучше притвориться, что вы тоже не знаете, как решается задача, и тогда дети будут думать вместе с вами.
Вплоть до 8-го класса ребенок ориентируется на авторитет — на личность педагога, показывающего ему пример. Если ребенок находится на домашнем обучении, то ему нужен только один учитель, занимающийся с ним всеми предметами, начиная от математики до физкультуры. Кто-нибудь из родителей может взять на себя эту нелегкую самоотверженную роль классного учителя, но категорически не рекомендуется нанимать разных учителей-специалистов и репетиторов. Исключением могут быть музыка и иностранный язык. Потому что ребенку нужна цельная и многосторонняя личность одного воспитателя!
3. Обзор прошлого
Прежде чем начинать что-то делать с детьми — собирать конструктор или учить стихотворение — надо вспомнить, что мы делали до того, например, вчера: собрали конструктор до такой-то стадии, выучили такое-то стихотворение. Не обязательно повторять пройденное, но обязательно вспомнить, что было пройдено, на чем мы остановились. Так у ребенка развивается стремление сегодня быть лучше, чем вчера. Иначе в воспитании нет никакого прогресса и роста.
Обзор прошлого делают, конечно, не только в вальдорфских, но и в обычных школах. Переходя к новому материалу, учитель вкратце рассказывает, что было на прошлом уроке. А надо, чтобы дети сами это рассказывали. Значит, надо задавать им вопросы: Вспомните-ка, чем мы занимались вчера? Нет, не только этим! Скажите мне, что мы делали еще? А раньше, позавчера, что мы делали?
Перед сном следует вместе с ребенком перечислить основные события дня. Совершая такой обзор, ребенок развивает не только память, но и волю. А также обзоры пройденного успокаивают и помогают ему лучше засыпать. Сон становится более наполненным и здоровым!
4. Тетрадь достижений
В обычной школе у учеников есть дневники, в которых учителя ставят им отметки и пишут свои замечания. Таким образом у ребенка создается представление, что его ученическая работа кому-то нужна кроме него; получается, что он подчиненный, а над ним есть начальники. В свободном же воспитании такой перегиб недопустим. Здесь с самого детства стремятся воспитывать в ребенке не исполнителя, а руководителя и творца.
Для этого нужно приучить ребенка вести тетрадь достижений, в которой он записывал бы и зарисовывал то, что узнал на уроке. Можно, например, составлять карту местности, по которой ходили, рассказывать содержание фильма, который смотрели, и т.д. В тетради ты отчитывается перед самим собой: что ты понял, что увидел, что узнал, здесь собираются целые богатства. Потом эти тетрадки сортируются в папки, переносятся в компьютер, а удачные рисунки вывешиваются на стене. Стены в доме — для выставки детских достижений!
5. Проступки и выговоры
Обычно родители спешат сделать выговор ребенку сразу, как только он что-то неправильно сказал или сделал: «Кто пролил воду? Ты что, не знаешь, что нужно убирать за собой?!» За преступлением тут же следуют осуждение и наказание, однако надо понимать, что ребенок имеет право на ошибку, и ему нужно время, чтобы ее осознать. Нельзя отнимать у него возможность самостоятельного осознания. Если до сына не дошло, что он что-то неправильно сделал, то через некоторое время папа может вызвать его на разговор и сказать: «Мне кажется, что что-то у нас не так. Как ты думаешь: кто, по-твоему, должен убрать пролитую воду?»
В семью, где был мальчик пяти лет, пришли гости с девочкой такого же возраста. За обедом мальчик, рисуясь перед девочкой, так разошелся, что встал с ногами на стул, спустил штаны и изготовился при всех пописать в тарелку. Папа мгновенно схватил ребенка и, дав ему шлепка, удалил из комнаты. Он таким образом поставил ребенку границы и сделал это молча, но я не сомневаюсь, что когда гости ушли, он внятно объяснил своему малышу, почему так делать нельзя. И это было педагогически правильно со стороны отца.
Если ребенок нарушает правила, если плохо себя ведет, ругается и т.д., то, разумеется, надо это пресечь. Но в момент пресечения надо обходиться без рассуждений и выговоров! Затем нужно дать ребенку какое-то время и только потом поговорить с ним. Так он приучается к ответственности. Не надо, как гаишники, немедленно указывать на месте происшествия, какой пункт ПДД был нарушен. В случае взрослого нарушителя это еще годится, а для детей — нет. Они должны сами на основе своего неудачного опыта осмыслить, почему их действие были ошибочны, а мы не должны им ничего навязывать.
6. Цикличность
В обычной школе все предметы идут вперемешку, за русским — математика, за математикой — природоведение, и т.д. Уроки повторяются в скучном недельном ритме, и одна неделя не отличается от другой. Однако, лучше организовать процесс домашнего обучения циклами, по три-четыре недели — тогда интерес к предмету и глубина усвоения увеличиваются в разы.
Возможна ли такая цикличность в семейном воспитании? Конечно, да! Разве не естественно посвятить целый месяц, например, математике? За это время можно пройти солидный раздел из учебника, прорешать много практических задач, рассказать детям всё, что связано с выбранной темой. Ребенок получит массу удовольствия от процесса познания, да и воспитатели будет полезно интенсивно углубиться в предмет. Домашнее обучение предоставляет и тем и другим свободу заниматься тем, что нравится!
Преподавание интенсивными циклами — это как путешествие, из которого ты возвращаешься обогащенным. Если этого не устраивать, то как потом ребенок научится предпринимать? Он будет подчиняться раз и навсегда установленному кем-то расписанию и никогда не сможет по-настоящему инвестировать себя в любимое дело.
7. Праздники
Очень важным элементом в вальдорфском воспитании являются праздники. Ими отмечено движение времени в течении года. У осени есть свои праздники, у весны свои. Праздники — это не просто выходные дни или годовщины знаменательных дат, это еще и природные процессы. Празднуя, мы соединяем свою жизнь с жизнью природы, отмечаем, что в ней происходит: первый день весны. Солнце, воздух, небо, земля — все другое!
Праздновать можно наступление, середину (разгар) и проводы. Можно придумывать по этому поводу какие-то ритуалы, приурочивать к праздникам свои мероприятия, развивая свою индивидуальную активность. Дети должны принимать активное участие в их подготовке, ну, и конечно, быть в центре на самом празднике. Чем больше праздников, тем меньше занудных будней, когда дети просто ходят в школу, потому что так надо.
В будни мы теряем самих себя, погружаемся в работу, обезличиваемся. В праздники же, наоборот, пробуждаем к жизни свое индивидуальное «я». Воспитать из ребенка сильную личность можно только при наличии праздников, которые его душа с нетерпением ждет. Мы, взрослые, ориентируемся на работу и зарплату, а дети, они не такие — они больше ориентируются на празднование. Если мы хотим, чтобы их чувства правильно развивались, чтобы души получали желанную пищу, надо жить вместе с ними в этом погружении в праздничное настроение.
***
Вот те немногие пункты, которые хотелось бы в первую очередь отметить. Каждый учитель при желании может добавить к ним свои методы, которые превратят воспитание детей в радостный и продуктивный процесс.
© Михаил Андреев, 2018
Партнерская программа «Креативный писатель»: пиши статьи и получай стабильный доход!
Статья понравилась. Цельная многогранная личность одного самоотверженного воспитателя — согласитесь это большая редкость.