Блог Михаила Андреева. Проекты "Третий путь", "АРТСОФИЯ" и "РАДОНЕЖ"

Вальдорфская школа

Организатор вальдорфской школы в Дибунах Екатерина Шихалиева на уроке эвритмии

Вальдорфская педагогика

Первая вальдорфская школа была основана Рудольфом Штайнером в 1919 году в Штутгарте в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория, это послужило источником имени «Вальдóрфская». В России такие школы появились в 90-х годах в период перестройки. При этом основные идеи и принципы обучения были воплощены еще раньше в российских школах, например, Ушинским, Сухомлинским и Львом Толстым, они также созвучны школе Амонашвили. Главный метод обучения в вальдорфских школах — живое общение учителя и ученика.

Чтобы получить правильное представление о вальдорфской школе и обучении в ней, мало об этом рассказать, надо это видеть, присутствовать — хотя бы посетить открытый урок или, еще лучше, педагогический семинар, познакомиться с учителями в живой беседе. Ниже мы попытались сформулировать основные отличия и принципы таких школ, однако данная информация не является исчерпывающей и понятной, если вы не видели примеров, как проходит процесс.

Основные принципы обучения в вальдорфской школе

  1. Учет возрастных особенностей детей при составлении программы и выборе метода обучения. Материал и особенности предмета ориентированы не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и на духовно-душевное.

  2. Один классный учитель с 1-го до 8-го класса. Для вальдорфской школы это принципиальный момент, так как в возрасте от 7 до 14 лет очень важна личность человека, который находится с детьми в течении всего периода обучения. Классный учитель более глубоко и полно взаимодействует с учениками, имеет возможность наблюдать процесс их становления, видеть особенности и перспективу развития, а также знать причины возможных проблем в периоды кризисов. Он видит ребенка целостно, а значит имеет больше возможностей, чтобы вовремя ему помочь, поддержать и направить.

  3. Преподавание предметов «эпохами». Идея погружения в материал далеко не новая, и многие выдающиеся педагоги задолго до Р.Штайнера отмечали, что слишком частая смена деятельности не дает возможности сосредоточиться на одной теме, творчески себя в ней раскрыть и делать открытия. В вальдорфской школе эпоха длится 3-4 недели. Каждый день в течении первого сдвоенного урока (полтора часа) идет погружение в один предмет. Например, эпоха физики в 8-м классе происходит один раз и имеет темы: оптика, теплота, электричество и магнетизм, гидравлика. После эпохи физики следует эпоха по другому предмету и т.д.

  4. Уроки выстроены с учетом естественного ритма дня, недели, года. Напряжение на основных уроках сменяется естественным расслаблением в виде художественной деятельности, игры и прогулки. Эпохи планируются сообразно времени года: так, в зимний темный период изучаются предметы, требующие умственного напряжения. В теплое и светлое время года, когда хочется быть на улице, имеет смысл проходить предметы, направленные на изучение природы и окружающей жизни, заниматься садоводством, трудом, ремеслом.

  5. Нет привычных оценок в баллах. В вальдорфской школе отсутствует сравнение учеников и соревновательный элемент. Каждый свободно развивается в своем темпе, опираясь на свои способности и достигнутые успехи. В конце года у ребят на руках оказываются впечатляющие творческие работы, тетради-учебники, оформленные собственноручно.

  6. Огромное значение придается предметам художественно-эстетического цикла, рукоделию и ремеслам. Они органично вписаны в программу, часто интегрируются в другие предметы, либо идут отдельными циклами. Сейчас большинство образовательных систем признают важность ручного труда для полноценного и гармоничного развития как интеллектуальных способностей, так и волевого аспекта. Музыка, живопись, театр дают возможность раскрыться душевным качествам и творческому потенциалу детей. Индивидуальные качества и способности реализуются через глубокие душевные переживания, необходимые каждому человеку.

  7. Феноменологический подход к изучению предметов. Сначала — живой опыт, эксперимент, наблюдение. Затем — описание, и в конце — выводы, формулировка. Еще Аристотель сформулировал это как классическое правило педагогики: мышление начинается с удивления. Важен исследовательский характер преподавания, возможность открытия учениками нового, обсуждение, совместный поиск истины.

  8. Сотрудничество родителей и педагогов. Их взаимодействие направлено на общее понимание процессов развития и образования детей. Усилия должны быть совместными и иметь единую цель. Важно, чтобы учителя и родители стремились к взаимопониманию, оказывали разностороннюю поддержку учащимся, участвовали в творческой и трудовой деятельности школы.

    На снимке — урок эвритмии в Вальдорфской школе, занятие с палочками.

 

Поделиться в соц. сетях

3 комментария: Основные отличия вальдорфских школ

  • : Вальдорфская педагогика, школа, класс, Рудольф, образовательная среда, процесс обучения, учебный материал, образовательная среда школы, Вальдорфская школа, антропософская концепция.

  • Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени

  • Очень замечательный текст. Только сосем маленькая ошибка: Первая вальдорфская школа была основана в городе Штуттгарт для детей работающих в фабрике пройзводства папиросов с именем Вальдорф-Астория, поэтому вальдорфская школа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Партнерам сайта
Как начать зарабатывать на партнерских программах
Хостинг https://yutex.ru/
Конструктор «Landing Page»
Темы и плагины для WORDPRESS

Работа в интернет: 21 профессия

Счет для бизнеса

Партнерская программа Master Vision

 

 

Экхарт Толле «Сила настоящего»
Экхарт Толле Сила настоящего

Купить книгу


Михаил Андреев «Ясновидение в живописи»
Михаил Андреев Ясновидение в живописи

 

Натаниэль Брэнден «Шесть столпов самооценки»
Натаниэль Брэнден Шесть столпов самооценки

Купить книгу


 

Вадим Зеланд «Апокрифический трансерфинг»
Вадим Зеланд, Апокрифический трансерфинг

Купить книгу


 

Мэттью Уолкер «Зачем мы спим»
Мэттью Уолкер

Купить книгу


Гэри Чепмен «Пять языков любви»
Гэри Чепмен Пять языков любви

Купить книгу


Наполеон Хилл
Наполеон Хилл Думай и богатей
«Думай и богатей»
Читать фрагмент
Купить книгу